Униоразм крепчал…
2-04-2016, 11:30. Разместил: redactor
Акция унионистов, заявленная как «самый масштабный унионистский марш» в истории Республики Молдова, собрала лишь несколько тысяч человек, легко поместившихся в сквере Театра оперы и балета.
Опять двойка
Шабаш начался с торжественного собрания в Национальном дворце имени Николая Сулака. Который, как ни крути, является госпредприятием в подчинении Министерства культуры. Следовательно, можно предположить, что нынешняя власть в лице кабинета министров Павла Филипа всецело выступает за идею «унири» и ликвидацию государственности Республики Молдова. Что напрямую противоречит присяге, данной членами кабинета — пусть в полночь, пусть полутайно. Впрочем, что я говорю, когда наш премьер и сам — гражданин Румынии?
Но вернемся в бывший дворец «Октомбрие». Там прошел «учредительный съезд «сфатул цэрий — 2», определивший, что Республика Молдова не должна существовать как государство, а должна быть присоединена к Румынии.
Из приглашенных на «съезде» были представители местных властей Румынии, депутаты румынского парламента, члены Либеральной и Национал-либеральной партий, либералы-реформаторы, представители «Правых» и «Демократии дома», а также либерал-демократы.
«Сфатул цэрий — 2» — это мы завсегда понять могём. Ибо видали АЕИ- 1, -2, -3, -4, гражданские платформы DA-1 и -2, коммунистов-реформаторов, либералов-реформаторов, реформаторских реформаторов и прочую шушеру.
Касаемо «сфатул цэрий — 2», то здесь можно было наблюдать выползших из забвения маргиналов образца 1989–1991 годов. Главой формирования себя провозгласил писатель Николай Дабижа. В указанные годы он был депутатом Верховного Совета СССР, но без парламентарства скучно, пришлось реанимировать орган, некогда запродавший Молдову Румынии.
Кто еще вошел в самозваный совет страны? Бывший премьер, инициатор похода на Гагаузию в 1990 году Мирча Друк, экс-председатель парламента Молдовы Александр Мошану, рэкетир Октавиан Цыку, брат председателя Конституционного суда Силвиу Тэнасе и другие не менее одиозные личности типа Михая Чимпоя, Юрия Колесника, Петру Богату и др. Считаю, что с Силвиу Тэнасе получилось весьма удачно. Смотрите сами: Силвиу борется за «унирю», а Александр в КС ее утверждает — небольшой семейный подряд по предательству Республики Молдова.
Вошли в состав «сфатул цэрий — цвай» регулярно проживающие в Москве композитор Еуджен Дога и кинорежиссер Ион Унгуряну. Придется обоим возвращаться в Кишинев. А то как-то странно бороться за светлую идею «унири» из квартиры на Кутузовском проспекте.
Словом, бывшие стукачи-писатели и номенклатурные партийные бонзы вновь решили вести нас к светлому и прогрессивному будущему.
Размножение делением
«Пора менять слоган из «Молдова — страна успеха» в «Молдова — часть Румынии». Для начала объединенная страна могла бы называться «Румыния — Республика Молдова», с двумя правительствами — в Бухаресте и Кишиневе», — заявил в своем выступлении Николай Дабижа.
В какой телескоп академик увидел «страну успеха»? Страна кумэтров — да. Страна властного беспредела — да. Страна украденного миллиарда — совершенно точное определение. А вот от успеха Молдова, увы, так же далека, как Юпитер от Земли.
Николай Дабижа заранее предусмотрел и дальнейшее развитие «унири». «Мы можем уступить Украине Приднестровье в обмен на юг и север Бессарабии, которые веками были нашими», — очертил он территориальные претензии. Конечно, можно было бы вдобавок заявить о переносе столицы в Нью-Васюки, но об этом Дабижа отчего-то не вспомнил. Как не вспомнил о том, что ПМР не является территорией, контролируемой Кишиневом, так что «уступать» Кишиневу придется то, что у него есть, а не то, что у него когда-то было.
Дабижа со товарищи не задались вопросом и не просчитали стоимость объединения двух государств. Действительно, а кто заплатит за этот «банкет»? Уж наверняка не члены «сфатул цэрий — 2», которые хотят снять с этого процесса политические и финансовые дивиденды.
А ведь об этом задумался даже махровый унионист, лидер платформы Acţiunea 2012 Георгий Симион. Который заявил, что, по подсчетам румынских неправительственных организаций, объединение Молдовы с Румынией потребует от последней тратить 20 миллиардов долларов в год в течение двадцати лет.
И с какой радости румынский налогоплательщик должен оплатить благополучие бессарабца, кричащего об унионизме? Тут даже нейтральное отношение сменится раздражением, когда социальные бюджеты Румынии будут урезать для преодоления издержек интеграции.
Прыг-скок
Существуют разные цифры количества участников антимолдавского «марша унири», которыми оперируют СМИ и полиция, — от 1,5 до 6 тысяч. На взгляд корреспондента «Коммуниста», в марше приняли участие не более 2,5 тысячи человек.
Правда, лидер гражданской платформы DA-2 Геннадий Косован сообщил, что «после того, как дошли до 50 тысяч, мы сбились со счета», но это оттого, что у него в школе было плохо с арифметикой и к тому же он полицейский.
Часть манифестантов — тружеников государственных предприятий — была согнана принудительно. В частности, Министерство просвещения, возглавляемое либеральшей Кориной Фусу, обязало прийти на эту акцию педагогов вместе с учащимися, десяток автобусов привезли жителей Румынии.
На митинге не обошлось без ляпов. Кое-кто из ораторов, изрядно хлебнув бакона, нес здравицы Коммунистической партии Румынии и ее бывшему лидеру Николаю Чаушеску.
На марше сторонники объединения вели себя активно. Посчитав, что простого шествия недостаточно, унионисты придумали новый лозунг и решили... поскакать. Проходя по бульвару Штефана чел Маре, они начали прыгать, крича: «Cine sare vrea unire!» («Кто скачет — хочет объединения!»).
На всем протяжении шествия (в присутствии руководства полиции) митингующие скандировали лозунги, предусматривающие ликвидацию молдавского государства: «Бессарабия — это Румыния!», «Румыния, не забывай, Бессарабия — твоя земля!», «Унире!». Несмотря на наличие статей Уголовного кодекса за подобные призывы, силы правопорядка никак на них не отреагировали.
Подвел собратьев генеральный примар столицы Дорин Киртоакэ, так и не отремонтировавший до сих пор бульвар Негруцци. Шествие по разбитой и разрытой улице несколько снижало пафосность мероприятия.
Завершился марш у железнодорожного вокзала. Хотелось бы закончить тем, что участники марша сели там на поезд и насовсем уехали в Бухарест, но это, к сожалению, не соответствовало бы действительности.
Димтрий Крымов
Вернуться назад