Заклятая униря
28-06-2016, 10:25. Разместил: redactor
Как это движение протекало с благословения великих держав Европы, свидетельствуют многочисленные архивные документы. Однако историки Румынии и их молдавские последователи заняты мифотворчеством. Они отрицают молдавскую идентичность и пытаются торпедировать суверенное государство Республика Молдова.
Отдельные, самостоятельные
Известные как Дунайские княжества, Молдавия и Валахия вплоть до второй половины ХIХ века существовали как самостоятельные государства. Общим в их судьбе было многовековое османское господство, длившееся вплоть до 1878 г. При этом история их взаимоотношений была далеко не безоблачной.
Начиная с XVIII в., в связи с обострением отношений между Российской и Османской империями, Молдавия и Валахия попали в поле зрения великих держав Европы, ревностно следивших за успехами России на международной арене, особенно на Балканах и Черном море.
Серия русско-турецких войн, длившихся на протяжении 168 лет, неоднократное пребывание на территории княжеств русских войск приносили послабления турецкого режима и воодушевляли молдаван и валахов на достижение независимости.
На дальнейший ход развития событий в Европе в целом оказала влияние революция 1848 года, охватившая практически все страны Европы, не миновала она и Дунайские княжества. Однако попытка революции здесь была подавлена Россией и Турцией. Спасаясь от преследований, местные революционеры эмигрировали, в основном во Францию, где, найдя поддержку властей, развернули бурную деятельность за объединение княжеств в единое государство. Этой деятельности способствовало обострение международной обстановки на Балканах и Черном море. Турция стала нарушать условия русско-турецких договоров касательно положения Дунайских княжеств, что привело к очередной войне, которую Россия начала в 1853 году на Балканах. На сторону Турции встали Франция, Англия и Сардиния, перенеся военные действия на территорию России, в Крым. В Крымской войне, длившейся с 1853 по 1856 г., Россия потерпела поражение.
Но торжествовать Турции не пришлось, поскольку Россия осталась среди стран-гарантов защиты интересов христиан Османской империи, а потому в проблеме объединения Молдовы и Валахии, поставленной Францией на повестку дня конгресса, приняла самое активное участие. Поскольку мнения держав-гарантов по вопросу об объединении княжеств разделились (Турция и Австрия были против, им сочувствовала Англия), было принято компромиссное решение: выявить мнение населения относительно объединения, для чего созвать заседание выборных диванов в каждом княжестве в отдельности.
Унионисты vs антиунионисты
С этого момента и в Молдавии, и в Валахии официально началось движение за объединение. Унионисты в Яссах и Бухаресте стали создавать комитеты объединения. В их состав входили представители интеллигенции и обуржуазившегося боярства. Однако не бездействовали и антиунионисты, особенно в Молдове. Это патриотически настроенная интеллигенция, основная масса боярства, горожане и крестьяне.
Политическая жизнь шла своим чередом. В начале июля 1856 года срок полномочий господарей обоих княжеств истек. Порта назначила каймакамов (наместников). В Молдове был назначен Б. Т. Балш — противник объединения. После его смерти в феврале 1857 г. каймакамом стал К. Вогориди — также противник объединения, не церемонившийся с унионистами. Естественно, в избранном в Молдове диване большинство составляли антиунионисты.
Унионисты протестовали, довели дело до международного конфликта. Под давлением Франции и России и по «совету» Англии Турция аннулировала итоги выборов в Молдове. На повторных «выборах» победу одержали унионисты.
Настала пора работы диванов по оформлению резолюции относительно объединения. Лидеры молдавского дивана справились с поставленной задачей блестяще. Мунтяне к молдавскому тексту добавили пункт о приглашении на престол объединенного государства иностранного принца. Как показало дальнейшее развитие политических событий, в этом пункте были скрыты далеко идущие гегемонистские планы бухарестской элиты.
В процессе объединения наступил решающий этап. Была принята специальная конвенция, вошедшая в историю как Конвенция 1858 года, заменившая «Органические регламенты» княжеств и подлежавшая неукоснительному исполнению и в Молдове, и в Валахии. Конвенция предписывала, что Молдова и Валахия будут носить название «Соединенных княжеств Молдова и Валахия» — каждое со своим господарем, избранным из числа соотечественников, со своей столицей и т. д., — то, на что рассчитывали молдаване. Вместе с тем княжества оставались под суверенитетом Турции.
Представители держав, принимая конвенцию, прекрасно знали нежелание молдаван терять свою государственность, сознавали свою причастность к организации повторных «выборов». Однако их воля не устраивала бухарестскую элиту.
Наконец, княжествам предстояло избрать господарей. В Яссах 5 января 1859 г. господарем был избран полковник А. И. Куза. Как оказалось, 24 января 1859 г. в Бухаресте господарем Валахии был избран тот же молдаванин А. И. Куза.
Державы были поставлены перед фактом грубого нарушения конвенции, но поскольку между державами-гарантами не было единства, постановили, что двойное избрание Кузы будет распространяться лишь на годы его правления. Это совсем развязало руки бухарестским гегемонистам, которые в последующем направляли Кузу на целый ряд нарушений конвенции.
А. И. Куза всего за семь лет своего княжения провел целый ряд буржуазных реформ, преодолевая неимоверные трудности. Преследуя поставленную цель дискредитировать господаря, депутаты-либералы Законодательного собрания от Валахии выражали недовольство медленным ходом реформ. Депутаты-консерваторы выступали против реформ.
Чем дольше Куза находился у власти, тем больше появлялось проблем как у него лично, так и у новой страны в целом. Предав интересы соплеменников, он был осведомлен о действиях оппозиции. Поэтому всячески стремился к усилению личной власти. Поддерживаемый французским правительством, Куза действовал с самой дерзкой самоуверенностью вопреки протестам Турции и советам русского правительства.
«Чудовищная коалиция»
Наконец либералы и консерваторы объединились в союз, названный «Чудовищной коалицией», главной целью которой было свержение А. И. Кузы. Заговор назревал. Ночью 11 февраля заговорщики беспрепятственно ворвались в спальню господаря и, угрожая оружием, принудили подписать акт об отречении. Свергнув А. И. Кузу, «Чудовищная коалиция», совершив очередное нарушение Парижской конвенции, спешно организовала избрание на престол княжества иностранного принца.
Свержение Кузы и особенно избрание иностранного принца господарем страны вызывало всеобщее возмущение молдаван. Они рассылали протесты в адрес держав, среди населения распространялись листовки: «Молдаване не хотят больше иметь в делах их страны ни одного мунтяна из Валахии — ни в административных, ни в юстиции, ни в армии, ни в церкви. Идите подобру-поздорову, мунтянцы, туда, откуда пришли, потому что мы хотим самостоятельной администрации, согласно конвенции».
Не прошло и восьми лет после подписания Парижской конвенции 1858 г., а державы вместо того, чтобы требовать ее неукоснительного выполнения, строили разного рода комбинации. 26 февраля 1866 г., спустя 15 дней после свержения Кузы, собрались на очередную конференцию — и опять в Париже, где выяснилось, что подавляющее число молдаван желают разъединения. Всеобщее недовольство молдаван нарушениями Парижской конвенции вылилось в событие 3 (15) апреля 1866 г., которое одни оценили как восстание, другие — как революцию.
В первое воскресенье апреля после отправления службы в соборе во главе с митрополитом Каллиником (Миклеску) под звон колоколов многотысячная толпа двинулась к административному дворцу. Однако мирное шествие было остановлено мунтянским полком, завезенным в Яссы заранее. Бои длились пять часов. Как писал немецкий консул, убитых было 150 повстанцев и 50–60 раненых. Потери солдат составили около 60 человек. Фигурируют и другие данные.
К расправе над мирной манифестацией 3 апреля 1866 г. в Яссах бухарестские власти готовились заблаговременно. Это выступление молдаван ожидалось с нетерпением, поскольку протестная акция такого характера позволяла властям нанести решительный удар по молдавскому «сепаратизму», по тем, кто продолжал защищать свою идентичность, находящуюся под защитой Парижской конвенции.
Наконец сбылась вековая мечта мунтян установить доминацию над молдаванами, поскольку этого сделать не удавалось на протяжении всего Средневековья, в процессе беспрерывных войн между молдаванами и мунтянами, продолжавшихся в общей сложности триста лет. В стране наступила жесткая румынизация всего молдавского, прежде всего исторической памяти, молдавского языка. Это стало официальной политикой Бухареста.
Население и, прежде всего, молодое поколение воспитывалось на мифических румынских «приоритетах». В их сознание внедрялась неполноценность молдавской идентичности как понятие «молдовень примитивь».
Вернуться назад