О коррупции, по поводу
9-12-2016, 13:14. Разместил: redactor
Причём не понаслышке, а на собственном опыте — когда они видят, что их родители с завидной регулярностью таскают в детсад поборы: на канцелярские товары, хозяйственные средства, туалетную бумагу, охрану, вывоз мусора и т. д. Ну а совсем недавно, когда у них заболели животики, они поняли, что дяди и тёти коррупционеры кормят их несвежими продуктами.
О чём разговор
Для начала давайте определимся, что коррупция — это не просто вымогательство денег и подарков. Она многолика, ее форм и разновидностей не счесть. Это взятки и подкуп, сговор и растрата, вымогательство и шантаж.
Коррупция начинается на самом низовом уровне в человеческом обществе, когда для более быстрого решения своих проблем один человек тем или иным способом старается «отблагодарить» другого.
Распространяется выше, когда человеку хочется получить определенные льготы или услуги, которые ему законным образом не положены. Или уйти от правосудия и ответственности за нарушение закона. Здесь уже коррупция связана с определенной должностью в государственном аппарате, будь это хоть медицина или образование, хоть полиция или судебные органы, то есть везде, где есть чиновники и присущий им бюрократизм.
Словом, коррупция — это победа рыночной идеологии над государственной в отдельно взятом случае. Коррупция — это подчинение закона конкретному интересу.
У нас во дворе
Республика Молдова находится на 103 месте из 168 стран в мировом рейтинге коррупции. У нас сформировался целый идеологический пласт чиновничества, для которого коррумпированность — это не какая-то аномальная ситуация, это норма жизни, норма государственной службы и норма предпринимательства.
Как следствие — мы имеем некомпетентность чиновников, неэффективность работы, снижение авторитета государственной власти.
Наиболее лакомым коррупционным куском пирога в Молдове, по мнению многих, является судебная система. Почему так? Да потому, что здесь коррупционной привлекательностью обладает практически любая должность — от секретаря районного суда до председателя суда Конституционного. Разнятся лишь формы и масштабы коррупции.
«Серебряная медаль» — второе место — принадлежит коррупции в экономике. Здесь основная масса злоупотреблений связана с контролем и распределением финансовых потоков. Происходит продажа властного ресурса, а также использование властного ресурса в целях присвоения иных государственных ресурсов.
На тему коррупции у нас пишут много, и большинство считают себя экспертами в этой области, готовыми давать «ценные» рекомендации. Которые, как правило, сводятся к одиозному радикализму: будь моя воля, я б их всех перестрелял.
Бороться всеми словами
Но наверное, не стоит поворачивать так круто. Все же в XXI веке живем и к тому же в Европу стремимся. Хотя в последнем мы достигли обратного эффекта: евроинтеграция в Молдове стала ругательным словом и синонимом коррупции.
Хотя с показухой у нас все благополучно. На протяжении последних 25 лет приняты более 200 законодательно-нормативных актов на тему коррупции и антикоррупции. Одно правительства отправлено в отставку за коррупцию, а его глава даже пошел «топтать зону».
Не проходит и дня, как мы слышим, что где-то был взят с поличным на получении взятки в размере аж целых 200 леев то учитель, то воспитатель, то медицинская сестра, иногда рядовой полицейский. Однако почти никогда за взятки не попадаются судьи, депутаты и другие высокопоставленные чиновники. А ведь именно среди данных категорий чиновников самый высокий уровень коррупции.
В худшем случае элитных провинившихся отправляют в отставку. Почему такие половинчатые решения? Отстранить за коррупцию отстранили, а наказать — не наказали.
У нас существует Национальный антикоррупционный центр. Подчеркиваю — существует, но не действует или действует не с должной отдачей. Этому есть оправдание: как можно эффективно работать при чуть ли не ежегодных «реорганизациях» и марионеточной смене руководителей?
Увы, НАЦ не пользуется доверием общественности, как и прочие государственные институты. Оттого что общественность видит, что организация эта в случае надобности используется для устранения конкуренции в деловой среде.
Итак, на словах и для показухи перед евровизитерами государство борется с коррупцией. Почему же так низки и малоэффективны показатели? Что это именно так, нам показывает ситуация с кражей миллиарда. История, в которой не видно ни конца, ни края и за которую пока никто не ответил.
Почему государственные органы, уполномоченные на борьбу с коррупцией, закрывают глаза на тот факт, что, в отличие от сумм, которые декларируют чиновники, многие из них живут далеко не по средствам? Многие из «слуг народа» умудряются за свои 10 000 леев заработной платы жить в многоэтажных особняках, ездить на дорогих авто, отдыхать на самых фешенебельных курортах.
К этому перечню следует добавить отсутствие у граждан свободного доступа к информации о государственном управлении, что также способствует коррупции.
Попытка — не пытка
Вернуться назад