Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/vhosts/comunist.md/httpdocs/engine/classes/templates.class.php on line 209  DataLife Engine > Версия для печати > С большого расстояния
DataLife Engine > Общество > С большого расстояния

С большого расстояния


5-02-2017, 12:04. Разместил: redactor В феврале этого года исполняется 100 лет с начала революционных событий в столице Российской империи — Петрограде, ставших прологом Октябрьской социалистической революции и повлекших крушение самодержавия в России.

Объективными факторами революционного взрыва стало катастрофическое положение государства, вовлеченного в мировую войну. Бедствия и неурядицы на фронте и в тылу, неспособность самодержавия отвечать на вызовы эпохи были мощными катализаторами широкого недовольства народных масс, миллионы из которых были вооружены и одеты в солдатские шинели.

Конец монархии

В 20-х числах февраля 1917-го стихийное недовольство рабочих окраин Петрограда, поддержанное гарнизоном столицы, выплеснулось на проспекты и площади. Кризис острейшим образом обнажил все противоречия российского общества той поры. Главным из которых было существование многомиллионной крестьянской массы населения при отсутствии права на владение главным средством производства в сельском укладе жизни — землей.
 
Земельные владения помещичьей аристократии и царского двора были огромны. Крестьянские наделы мизерны. Прирост населения в сельских местностях, то есть на большей части территории империи, приводил к росту трудовых ресурсов в деревнях, которые не могли найти себе применения. Это обусловило громадный приток рабочих рук в промышленные центры России.

Концентрация рабочих масс в Петрограде и Москве создала социальную базу роста популярности оппозиционных сил: социалистов-революционеров, анархистов, большевиков и меньшевиков — социал-демократов умеренного, соглашательского плана.

Все эти факторы в совокупности обусловили чрезвычайно скорое увеличение критической массы революционных векторов, проявивших в феврале 1917-го высочайший уровень общественной активности. Восстание в Петрограде было стремительным, и в течение нескольких дней власть безвольного, бесталанного самодержца была свергнута.

* * *
Буквально за несколько дней до отречения царя Николая II перед его семьей выступал поэт, которому волей эпохи выпало стать выразителем всех ее противоречий, метаний, жестокостей, надежд и разочарований. Именно 19 февраля Сергей Есенин читал свои стихи супруге самодержца, дочерям и придворным. В ту пору поэт служил рядовым в составе команды санитарного поезда.

Благоговел ли Есенин перед августейшими особами? Едва ли. Скорее всего, молодому выходцу из глубинки, попавшему в салон императрицы по протекции «крестьянского певца и поэта» Николая Клюева, было приятно осознавать интерес к своему творчеству со стороны высочайших особ.

Интерес был сугубо высокомерный. Эдакое любопытство элиты к талантливой «дворняжке». Кстати, сам Николай II, по свидетельствам поэта, особого интереса к его творчеству не проявлял. Во время выступлений Есенина, которые случались начиная с 1915 года, царь дремал. Это свойство последнего русского царя — дремать наяву, не проявляя интереса ни к делам государства, ни к назревающим кризисным событиям, отмечали многие современники самодержца.

Не сторонний наблюдатель

Тектонический разлом февральских событий пробудил вулкан общественных страстей. Есенин, будучи натурой чуткой и реагирующей, отзывался в русле всех своих умонастроений, которые во многом были отражением многоукладного, пестрого и противоречивого крестьянского менталитета. Драма социально-политического разлома в обществе Российской империи, тема «русского бунта» (поэма «Пугачев»), которую Есенин наследует у Пушкина, красной линией проходит через главные произведения Есенина.

Причем Есенин однозначно предвзят, он не сторонний наблюдатель. В теме бунта он на стороне бунтовщиков. «Невеселое ваше житье! Но скажи мне, скажи! Неужель в народе нет суровой хватки вытащить из сапогов ножи и всадить их в барские лопатки?» — такие строки мог написать только поэт, остро чувствующий вековой гнев, накопленный народными массами.

Но противоречия встают в каждой строке Есенина. Тут и бунтарство, и патриархальность русской деревни, и город — как противопоставление простору степей, индустриальный монстр, разрушающий нищий уклад деревенской жизни. Слом сословного порядка вещей. Выход на авансцену новых вождей и героев.

Все процессы, стартовавшие в феврале 1917-го, ярчайшим образом отразились в произведениях великого русского поэта, ставшего в определенной мере и жертвой этого бескомпромиссного, жестокого времени.

Правда Сергея Есенина — это правда его времени, реальность жизни русского крестьянства в канун великих революционных потрясений. Сегодня, спустя сто лет, попытки лакировать суровую жизнь села тех времен разбиваются о пронизанные трагизмом действительности строки поэта: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…».

Средь рёва волн…

Трагедийность и оптимизм, вселенский масштаб революционных потрясений, богохульство и покаяние, — всё вобрало в себя творчество Сергея Есенина, ярчайшее проявление противоречий революционной эпохи.

В этом плане Есенин не только богохульствующий хулиган. Он отдает дань уважения тем, кто сквозь гущу бурь и вьюг ведет корабль величаво.

Война, белый террор, как ответ — террор красный. Напряжение времени было не по силам ранимой душе поэта. Он то и дело «губил себя в угаре пьяном». Но новые порядки, особенно после октября 1917-го, принимал как должное. Еще бы! На выступлениях перед членами ЦИКа Советской России, в своем личном общении с наркомом Луначарским и Главвоенмором РККА Троцким Есенин видел живой интерес к своему творчеству. Его много издавали на средства новой власти. Ему многое прощали...

В революционные годы многое пришло в хаос, разрушен был прежний уклад. Шла гражданская война. Есенин жил в «развороченном бурей быте».

Неустроенность, метания между поисками своего места в новых процессах и стремлением вернуться к тихой созерцательной деревенской жизни разрушали внутренний мир поэта. Последние его работы — это предощущение коллективизации и индустриализации.

…Вынужденно репрессивная узда революционных порядков, гибель былой деревни, «мрачные мотивы», психические недуги и загадочная смерть поэта — реалии того сложного времени. Переломная эпоха переламывает и меняет многое и многих. Но остался «Свет простых истин», «Письмо матери» — духовное завещание великого поэта Сергея Есенина будущим поколениям Русского мира. Принять и простить всех — красных и белых…

«Ты еще жива, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет…». Мать в образе вселенской матери, страдающей за всех своих сыновей, прощающей и принимающей… Нам так этого не хватает сегодня!

В наше, тоже весьма непростое, время перед лицом вызовов утраты идентичности и человеческих свойств нужно помнить, что свет истин не меркнет. Нужно только помнить.

Помнить всё

Нам всем, живущим ныне, следует помнить, что в феврале 1917 года началась эпоха великих потрясений, повлекших грандиозные преобразования в жизни сотен миллионов людей.

1917 год — начало великой и трагической, сложной и славной истории создания и разрушения СССР. Как бы то ни было, но спустя 100 лет это и урок, и предостережение от забвения.

А творческое наследие великого русского поэта Сергея Есенина — живое свидетельство противоречий эпохи гигантского разлома, противоречий, которые надо понять, принять и уверенно смотреть в будущее.

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи» — очень верно сказано!

Михаил Лупашкоскачать dle 10.6фильмы бесплатно
Вернуться назад