Могилы по осени считают
9-04-2017, 17:00. Разместил: redactor
Армянское кладбище много раз попадало в поле зрения общественности. Люди периодически обнаруживали, что куда-то исчезают старые могилы, а о случаях вандализма сообщалось чуть ли не ежегодно. Сторожа пожимали плечами, мол, ночью по кладбищу ходить небезопасно. Вместе с тем чаще всего после акта вандализма старые, с виду бесхозные могилы исчезали.
Казус первой линии
Известно, что есть определенные правила перезахоронения, и большинство могил Центрального православного кладбища, которое кишиневцы называют армянским, хорошо в эти правила «вписывается». Согласно регламенту функционирования кладбищ, старые могилы могут быть повторно использованы через семь лет в случае захоронения близких родственников и через 20 лет, если они оказались заброшены. Но Армянское кладбище — это не просто кладбище. Это целый пласт истории столицы и всей страны. Самое старое захоронение датируется 1825 годом, а само кладбище основано в 1811-м.
Когда в начале марта горожане пришли на кладбище, то увидели развешанные на могилах объявления, в которых сообщается, что «в целях сохранения места, предназначенного для повторного использования, просим родственников первой степени явиться в администрацию кладбища в течение шести месяцев».
«Я был недавно на кладбище и видел развешанные бумажки на старых могилах, — делится впечатлениями кишиневец, доктор биологических наук Александр Чернец. — В основном, это захоронения начала и середины прошлого века. И действительно, есть заброшенные могилы, которые никто никогда не посещает. Но что парадоксально — администрация просит обратиться родственников первой линии, к которым относятся родители, дети, родные братья и сестры. Естественно, что родственники первой линии едва ли могли дожить до наших дней.
В распоряжении администрации говорится, что родственники должны обратиться в течение 6 месяцев, однако я заметил, что и до этого распоряжения некоторые могилы были демонтированы — и не только на центральной аллее, а по всему кладбищу. И еще люди заметили, что под пристальное внимание администрации попали захоронения, огороженные оградками, которые занимают много места.
Согласно постановке вопроса о прямых родственниках получается, что внук или правнук уже не имеет права официально заботиться о могилах дедушек и прадедушек. Только неофициально. У нас тоже на кладбище стоит памятник дедушке, но документов о прямом родстве, естественно, нет. Так что мы вроде для него никто, мы даже официально не можем заплатить ежегодный взнос за место. Это очень важный вопрос».
Бизнес на костях
Было время, когда на Армянском кладбище уже практически никого не хоронили. Исключение составляли захоронения в семейных склепах, также места предоставлялись выдающимся личностям.
Согласно тому же регламенту функционирования кладбищ в Кишиневе, на Армянском кладбище можно хоронить только обладателей государственных наград — ордена Республики, ордена Штефана чел Маре, аналогичных наград времен СССР и их родственников первого уровня. Не потому ли так щедро раздавали кому попало высокие государственные награды господа Гимпу и Тимофти?
Сейчас либеральная столичная власть продолжает уничтожать исторические могилы, поскольку поставила перед собой цель переформатировать историю города. Стереть все следы присутствия на молдавской земле героев, созидателей и творцов, не относящихся к титульной нации.
Впрочем, этот псевдопатриотизм подкреплен сомнительным бизнесом на костях, которого не чураются некоторые чиновники примэрии. Продажа кладбищенской земли идет полным ходом. Все чаще появляются фундаментальные памятники усопшим родственникам либералов и демократов и представителям теневого бизнеса и криминальных структур.
Объект национального значения
Представители администрации утверждают, что пока могилы, на которых были развешаны объявления, ликвидироваться не будут. Но в будущем останки усопших будут перезахоронены. Кроме того, захоронения, представляющие историческую значимость, будут сохранены. Причем, скорее всего, эту значимость будет определять Академия наук. А если так, то уже ясно, чьи могилы окажутся наиболее ценными и будут внесены в регистр, а чьи отправятся на свалку истории. Сейчас «приметные» могилы ждут своей участи, которая зависит от того, найдется ли у усопшего родственник первой линии.
Многие эксперты, обладающие здравым смыслом, предлагают законсервировать кладбище, сделав из него исторический музей под открытым небом. По словам исполняющей обязанности директора Муниципального комбината ритуальных услуг Людмилы Боцан, практику повторных захоронений применяют повсеместно в Европе. Однако в той же Европе кладбища, аналогичные Армянскому кладбищу в Кишиневе, получают статус объекта национального значения, берутся под охрану государства, и такие исторические памятники пользуются большой популярностью у туристов.
Эксклюзивный комментарий
Наталья Высотина, советник от
фракции ПКРМ в Муниципальном совете Кишинёва:
«Муниципальный комбинат ритуальных услуг находится в полном подчинении муниципального совета и администрации примэрии, и не в компетенции работников этой структуры решать, какая могила должна остаться на Армянском кладбище, а какую надо убрать. Этот вопрос на обсуждении муниципального совета не выносился.
Продажа мест на Армянском кладбище — это бизнес определенных лиц, в частности работников примэрии, которые продают места на кладбище за большие деньги. О свободной продаже мест говорят сами горожане. Другой вопрос, когда на центральном кладбище Кишинева хоронят выдающихся людей. Например, когда умер Михай Волонтир, который являлся гражданином города Бельцы, Муниципальный совет Кишинева выступил с предложением о его захоронении на столичном Армянском кладбище.
К историческому месту, коим является Армянское кладбище, местная либеральная власть подходит исключительно с потребительской стороны. Экспертную оценку могил, если это необходимо, может проводить Муниципальная комиссия по культуре и средствам массовой информации, и к этому процессу нужно подключить городскую общественность. Ведь многие кишиневцы знают историю города и людей, которые когда-то работали на благо молдавской столицы, лучше, чем муниципальные советники. У нас есть толковые, активные представители молодого поколения, которые безвозмездно, по своей инициативе, просто из чувства долга помогут провести экспертную оценку захоронений и восстановить историческую справедливость. Просто так, в корыстных целях, уничтожать могилы никто не имеет права.
Многие горожане приравнивают Армянское кладбище к памятнику архитектуры. Было бы целесообразно узаконить этот статус и внести данный объект в регистр памятников национального значения — данную процедуру может провести парламент. Для начала можно внести Армянское кладбище в регистр памятников местного значения — это уже прерогатива муниципального совета. И в том, и в другом случае у кладбища появится официальный статус, а следовательно, и другой подход в решении вопросов реставрации и благоустройства этого исторического места. А его благоустройство частично можно финансировать из средств, вырученных за продажу земельных участков под захоронение. Сейчас эти деньги оседают в карманах чиновников, поскольку перед муниципальным советом никто не отчитывается, куда идут эти деньги.
Вернуться назад