Как это было 105 лет назад
5-05-2017, 10:38. Разместил: redactor «Коммунист» публикует статьи титульной страницы самого первого номера газеты «Правда», которые, несмотря на прошедший более чем вековой период, своей актуальности не утратили
«Правда», год издания первый, № 1, воскресенье, 22 апреля 1912 г., стр. 1:
От редакции
Нужно ли доказывать, что русскому рабочему необходима своя политиче-ская газета?
Нет, это уже доказано. Этот вопрос, поставленный на обсуждение в «Звезде», вызвал самый горячий отклик в рабочей среде по всей России: обсуждение вопроса на местах, письма и корреспонденции в газеты шли непрерывно в течение последних двух-трех месяцев. Объявление о нашем намерении приступить к изданию «Правды» вызвало поразительно дружный прилив пожертвований в фонд газеты от рабочих, можно сказать, почти всех петербургских фабрик, заводов и мастерских.
Не доказывать необходимость рабочей газеты поэтому приходится нам, а только исполнять требования русского пролетариата.
«Правда» и является ответом на это требование. Дворянство, духовенство, промышленники, биржевики и купцы, — все имеют свои газеты; там они освещают явления жизни по-своему, меряя их на свой аршин: в своих газетах они защищают свои классовые, сословные, групповые интересы и, с другой стороны, борются против рабочих, прибегая к обману и клевете. Как разобраться в этой паутине лицемерия, обмана, лжи и клеветы?
Рабочему классу нужно знать правду! Рабочая газета «Правда» должна отвечать своему названию — этим она выполнит свое назначение.
Правда ли, будто рабочему классу самим провидением предназначено навсегда подчиненное рабское положение?
Нет! Рабочий класс — создатель всех богатств, и он будет пользоваться всеми плодами трудов своих.
Борясь за уничтожение эксплуатации, борясь за свое равноправие и свободу, рабочий класс борется за уничтожение всякой эксплуатации, всякого гнета и насилия, за всеобщую свободу и общечеловеческое братство. Освобождая себя, он никого не хочет эксплуатировать, но он не хочет, чтобы кто-либо эксплуатировал и его.
Правда ли, будто о нуждах рабочего класса печется начальство и просвещенные хозяева, будто рабочему классу остается только проявлять свое благонамеренное терпение и питать теплую надежду, что и для него само собой придет царство небесное?
Нет! «Под лежачий камень и вода не течет» — говорит пословица. «Ребенок не плачет, мать не разумеет», а злая мачеха, добавим мы, и разуметь не желает.
Рабочий класс должен сознавать цели рабочего движения и быть в постоянной готовности неуклонно двигаться вперед по пути своих отдаленных и ближайших целей.
Развивать свое классовое сознание, с пониманием относиться ко всем явлениям общественной жизни и сплачиваться в одну пролетарскую семью — вот задачи рабочего движения, и постоянное разъяснение этих задач является целью рабочей газеты «Правды».
Вместе разбираться в уроках жизни и вместе действовать!
Правда ли то, что сказал министр внутренних дел Макаров в Государственной думе по поводу расстрела ленских рабочих, что «так было и так будет»? Нет, скажем мы вместе с вами, читатель.
Кровь ленских рабочих была сознательно и злонамеренно пролита потому, что рабочий класс молча сносил всякие надругательства и издевательства над собой. Макаров почувствовал себя поэтому полным победителем и пропел свою песнь торжествующего победителя, опьяненного и жестокого.
Но слова Макарова хлестнули больно по рабочим и доделали то, чего не успели сделать первые известия о расстреле, — рабочий класс очнулся от дремоты и громко и серьезно крикнул Макарову: «Нет, сударь, этого больше не будет!»
И свершилось чудо жизни. Через неделю после слов Макарова вся Россия увидела, что Макаров пропел свою лебединую песнь. Через неделю на его месте на думской трибуне стоял другой министр из объединенного кабинета и тоном уже не надменным, а вкрадчивым и нежным пел другие песни: «Мы тщательно расследуем всю правду и всех виновных покараем! О, верьте нам, ведь мы всегда правдивы».
Не будем легковерны, читатель-рабочий, откажемся верить в министерскую правду! Мы сами найдем свою правду!
Будем же, читатель, искать ее с тобою, идя рука об руку, от случая к случаю, от факта к факту.
Наши цели
Кто читает «Звезду» и знает ее сотрудников, являющихся также сотрудниками «Правды», тому нетрудно понять, в каком направлении будет работать «Правда». Освещать путь русского рабочего движения светом международной социал-демократии, сеять правду среди рабочих о друзьях и врагах рабочего класса, стоять на страже интересов рабочего дела — вот какие цели будет преследовать «Правда».
Ставя такие цели, мы отнюдь не наме¬рены замазывать разногласий, имеющихся среди социал-демократических рабочих. Более того, мы думаем, что мощное и полное жизни движение немыслимо без разногласий — только на кладбище осуществимо «полное тождество взглядов»! Но это еще не значит, что пунктов расхождения больше, чем пунктов схождения. Далеко нет! Как бы ни расходились передовые paбoчие, они не могут забыть, что все они, без различия фракций, одинаково эксплуатируемы; что все они, без различия фракций, одинаково бесправны. Поэтому «Правда» будет призывать прежде всего и главным образом к единству классовой борьбы пролетариата, к единству во что бы то ни стало. Поскольку мы должны быть непримиримы по отношению к врагам, постольку же требуется от нас уступчивость по отношению друг к другу. Война врагам рабочего движения, мир и дружная работа внутри движения — вот чем будет руководствоваться «Правда» в своей повседневной работе.
Это особенно необходимо подчеркнуть теперь, когда ленские события и наступающие выборы в IV Думу с исключительной настойчивостью ставят перед рабочими вопрос о необходимости сплотиться в единую классовую организацию...
Вступая в работу, мы знаем, что путь наш усеян терниями. Достаточно вспомнить «Звезду», переносящую кучу конфискаций и «привлечений». Но тернии не страшны, если сочувствие рабочих, окружающее теперь «Правду», будет продолжаться и впредь: в этом сочувствии будет она черпать энергию для борьбы!
Мы бы желали, чтобы сочувствие это росло. Мы бы желали, кроме того, чтобы рабочие не ограничивались одним сочувствием, а принимали активное участие в деле ведения нашей газеты. Пусть не говорят рабочие, что писательство для них — «непривычная» работа: рабочие-литераторы не падают готовыми с неба, они вырабатываются лишь исподволь, в ходе литературной работы. Нужно только смелее браться за дело: раза два споткнешься, а там и научишься писать...
Итак, дружнее за работу!
* * *
На граниНаша газета появляется в момент, который справедливо может считаться гранью, разделяющей два периода рабочего движения в Poccии.
Шесть лет мы жили как бы под действием слов Столыпина: «Не запугаете».
Казалось, нет выхода.
Была стена, а перед ней в бессилии опускались руки. Только передовая часть пролетариата сохраняла веру в себя.
Подъем рабочего движения был всеми замечен уже года полтора назад.
И вот в апреле 1912 года пробита брешь в стене. Пробита, конечно, мускулистой рукой пролетария.
Государственный совет отступил перед силой протеста приказчиков. Обсуждение законопроекта против приказчиков отложено до осени.
Покушение на приказчиков отбито. Будут, конечно, новые покушения. Но приказчики уже знают, что им делать...
Вслед за Государственным советом бьет отступление министерство.
Оно обещает чрезвычайное расследование ленских событий; оно уступает тем, кто не доверяет донесениям самих виновных.
Министр Тимашев обещает внести новый закон об условиях работы на приисках и о квартирах для приисковых рабочих.
Министерство признало, что нужно кормить рабочих не одними только пулями да тюрьмами.
Ленское покушение на пролетариат отбито рабочими протестами, митингами и забастовками.
Столыпин когда-то крикнул в сознании силы реакции: «Не запугаете!» Макаров теперь повторил: «Так было, так будет!»
Столыпин оказался прав на пять лет, а Макаров — на пять дней.
Банкротство столыпинско-макаровской политики произошло под напором пролетарского движения.
Министру Макарову выпала незавидная честь пропеть лебединую песню столыпинской системы.
Рабочее движение перешло грань...
Вернуться назад