Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/vhosts/comunist.md/httpdocs/engine/classes/templates.class.php on line 209  DataLife Engine > Версия для печати > Вива Куба!
DataLife Engine > Тема дня / Общество > Вива Куба!

Вива Куба!


27-07-2017, 10:59. Разместил: redactor
 
Островное государство Куба уже многие десятилетия служит символом стойкости гордого и дружелюбного народа. Кубинцы выбрали свой особый путь развития. Кубинский социализм — уникальное явление в общечеловеческой практике строительства общества на принципах справедливости и революционной идеологии, зародившейся в период, когда Кубой управляли ставленники богатого и циничного соседа — США.

Куба долгие годы жила в бесконечной череде смены правительств, ориентированных на олигархические круги соседнего государства. Дела в стране шли все хуже и хуже — народ нищал, а власти предержащие богатели и богатели. Уровень людей, попадавших в президентское кресло, становился все ниже и ниже, и дело дошло до того, что в результате очередного кровавого государственного переворота 10 марта 1952 года к власти на Кубе пришел авантюрист и беспринципный политический делец Фульхенсио Батиста, который установил в стране военно-полицейскую диктатуру.

Переворот, прервавший постепенный рост влияния левых партий на Кубе, вызвал брожение в среде прогрессивно настроенной молодежи, наиболее радикальную группу которой возглавил молодой адвокат и начинающий политический деятель Фидель Кастро.

* * *
Именно в эти годы Батиста установил тесные деловые связи с американской мафией. Их основой стала его дружба и деловые отношения с гангстером Мейером Лански. При Батисте на Кубу переехал известный мафиози Лаки Лучано. Впрочем, когда об этом узнали американцы, они пригрозили прекратить поставки лекарств на Кубу, и Лучано пришлось ретироваться в Италию.

Таких гангстеров, как Фрэнк Костелло, Вито Дженовезе, Санто Траффиканте-младший, Мо Далитц и других, на Кубе принимали чуть ли не на официальном уровне — в лучшей гостинице Гаваны «Насьональ-де-Куба». Именно там было подтверждено главенство Лаки Лучано среди мафиози США; там же Лански распорядился убрать Багси Сигела, что стало заметным эпизодом в истории лас-вегасских казино.

Мафиозные правила и повадки внесли в кубинское общество запах падали и особого цинизма. Политических же врагов Батисты, как правило, ожидала печальная участь. Так один из них, из числа самых непримиримых, Антонио Гитерас, основатель студенческой организации «Молодая Куба», был убит правительственными гангстерами в провинции Матансас. Многие другие противники диктатора попросту пропадали без вести. Гнев народный вызревал, прорастая гроздьями столкновений с полицией, с надсмотрщиками мафии на предприятиях и прямыми выступлениями против диктатора.

* * *
Национальный характер кубинцев — смесь испанской гордости, индейской храбрости и убежденности в том, что все должно вершиться «по справедливости».  

Организовавшись и вооружившись, 26 июля 1953 года группа из 165 повстанцев, рассчитывая на поддержку широких масс, во главе с Фиделем Кастро выступила на штурм укрепленной казармы Монкада Сантьяго-де-Куба.

Это был первый вооруженный порыв народа. Правда, он потерпел поражение. Повстанцы были схвачены и помещены в тюрьму. 21 сентября 1953 года начался суд, на процессе Фидель Кастро защищал себя сам, отказавшись от адвоката. Здесь будущий лидер Кубы произнес свою знаменитую речь «История меня оправдает». Хотя все подсудимые получили длительные сроки заключения (Фидель Кастро был приговорен к 15 годам), под давлением общественности Батисте пришлось спустя 2 года амнистировать повстанцев.

Не смирившись с поражением, братья Кастро и около 100 их сторонников эмигрировали в Мексику, где они не оставили планов по свержению диктатуры Батисты и начали создавать организацию для будущего революционного выступления — «Движение 26 июля» (М-26). В Мексике, к тому времени традиционном оплоте латиноамериканских революционеров, произошла встреча Кастро и Эрнесто Че Гевары, который вступил в ряды М-26.

…2 декабря 1956 года яхта «Гранма» у селения Белик в районе Лос-Колорадос провинции Орьенте доставила на Кубу отряд из 82 повстанцев. Три дня спустя в районе Алегрия-дель-Пио отряд был обнаружен правительственными войсками и лишь чудом избежал полного уничтожения. Разделившись на мелкие группы, повстанцы сумели с боями достичь горного массива Сьерра-Маэстре, закрепиться там и начать партизанскую войну против диктатора.
Народ Кубы поддержал повстанцев. 16 января 1957 года Кастро успешно провел первую наступательную операцию — его отряды атаковали военный пост в устье реки Ла-Плата.

В 1957 году «Движение 26 июля», «Революционный директорат 13 марта» и Народно-социалистическая партия распространили боевые действия на новые территории, были образованы фронты в горах Эскамбрай, Сьерра-дель-Кристаль и в районе Баракоа.

13 марта 1957 года члены «Революционного директората» атаковали президентский дворец и одну из радиостанций; большинство нападавших погибли в бою с полицией и армейскими частями, но это событие имело значительный общественный резонанс.

В июле 1957 года прямой контакт с Кастро установили представители «умеренной» оппозиции. Манифест, выработанный в ходе переговоров, требовал ухода в отставку диктатора Батисты, назначение временного президента, проведения всеобщих выборов и аграрной реформы.

24 мая 1958 года правительственные войска предприняли попытку переломить ход войны, начав «генеральное наступление» на Сьерра-Маэстра (Operation Verano), в котором приняли участие 12 пехотных батальонов, один артиллерийский и один танковый батальон (14 тыс. военнослужащих).

11–21 июля 1958 года состоялось одно из самых крупных и ожесточенных сражений — бой при Эль-Хигуэ, в котором повстанцы окружили и вынудили капитулировать пехотный батальон под командованием майора Кеведо (впоследствии офицер перешел на сторону повстанцев).

С лета 1958 года стратегическая инициатива перешла на сторону революционеров. В конце августа две колонны повстанцев (около 200 бойцов) под командованием Эрнесто Че Гевары и Камило Сьенфуэгоса спустились с гор, пересекли с боями провинцию Камагуэй и вышли к провинции Лас-Вильяс.

31 декабря 1958 года главнокомандующий вооруженными силами Кубы, генерал Франсиско Табернилья доложил Батисте, что армия полностью утратила боеспособность и не сможет остановить наступление повстанцев на Гавану. В этот же день Батиста и 124 других функционера покинули остров, оставленная ими администрация фактически прекратила свое существование.

2 января 1959 года отряды повстанцев вступили в Гавану. Революционные власти немедленно приступили к социальным реформам, призванным облегчить существование простого народа.

* * *
Уже в начале 1959 года были снижены плата за жилье, электричество, газ, телефон и медицинское обслуживание. Затем был принят закон об аграрной реформе, в результате которой было произведено перераспределение земель сельскохозяйственного назначения: 60 процентов получили крестьяне, 40 процентов перешло в государственный сектор.

С молниеносной быстротой новой народной властью на Кубе была произведена национализация банков, кредитно-финансовых организаций и промышленных предприятий. Так, были национализированы телефонная компания — дочернее предприятие американской корпорации ИТТ, три нефтеперерабатывающих завода и 21 сахарный завод. 17 сентября 1960 года были национализированы кубинские банки и 382 крупнейших промышленных и торговых предприятий, большинство которых принадлежали сторонникам диктатора Батисты и иностранным компаниям.

В общей сложности в результате проведённых реформ у американских компаний и корпораций в пользу народа Кубы было конфисковано около 1 млрд долларов прямых капиталовложений, а также 2 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения, три нефтеперерабатывающих и 36 сахарных заводов, значительное количество торгово-промышленных объектов и иной недвижимости.

Это во многом объясняет ту ненависть, которую американская элита испытывает к кубинским революционерам и особенно к символу кубинской революции, уже покойному лидеру кубинского народа — Фиделю Кастро.

Таким образом был построен прочный фундамент кубинского социализма. И хотя Куба уже долгие годы живет под санкциями, весь мир знает о феномене кубинского среднего и высшего образования, а кубинская медицина является образцом народного здравоохранения.

И главное — кубинцы, раз выбрав путь социализма, не отступают и не сдаются, как и должно быть у настоящих революционеров. Вива Куба!

Михаил Лупашкоскачать dle 10.6фильмы бесплатно
Вернуться назад