Антикоррупционные ратоборцы
7-12-2017, 13:03. Разместил: redactor
Из шести кандидатов к участию в конкурсе допущены четверо. Речь идёт о Вячеславе Гуцане, Саве Маймеску, Богдане Зумбряну и Игоре Карлашуке. Кандидатуры Валентина Доготаря и Адриана Мороя парламентская комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету отклонила.
Решение, впрочем, вполне мотивированное: кандидаты не имеют опыта работы в данной области. Да и с другими областями у некоторых нелады. Например, издание Ziarul National писало, что в октябре 2012 года Валентин Доготарь был назначен на должность главы одного из управлений Минтранса. Спустя два года чиновник не прошел тест на профпригодность. По этой причине 21 февраля 2014 г. Валентин Доготарь был уволен с должности. Но желание руководить, видимо, осталось.
Адриан Морой — юрист частной компании, помимо прочего, представляет интересы Союза пятидесятников Молдовы. Но в данном случае, как видим, Всевышний не пролоббировал…
Кто же из оставшихся четверых станет главным ратоборцем, что будет рубить головы гидре коррупции, пока сабля не затупится?
Перспективы подполковника Вячеслава Гуцана, преподавателя Полицейской академии им. Штефана чел Маре, представляются сомнительными. В 2012 году он уже претендовал на пост директора НЦБК. Но, увы, подполковник не входил в ближний круг «координатора всея Молдовы», а посему ему предпочли проверенного челядинца Виорела Кетрару.
Саву Маймеску некоторые СМИ стыдливо представляют лишь как доцента кафедры МолдГУ, умалчивая о его 15-летнем стаже в Таможенной службе. Где занимал пост не абы кого, а замдиректора департамента. О неподкупности сотрудников этого учреждения общеизвестно, и где, как не там, научиться бороться с коррупцией на уровне мастера международного класса? Тем более под управлением таких тренеров, как Тудор Балицкий — родственник Владимира Филата и бывший управляющий его бизнесом в Румынии. Или Виталия Врабие, который, хотя и не имел таможенного опыта (по образованию — аграрий), зато был верным сыном ДПМ и даже занимал в ней пост генерального секретаря.
Но и этот кандидат сомнителен. А вот Богдан Зумбряну и Игорь Карлашук — совсем другого поля ягоды — энцэбэкашного. Оба занимают немаленькие посты в НЦБК, следовательно, особо учить их бороться с коррупцией (с плахотнюковскими конкурентами) не надо — и так все знают. Да и в деле проверены.
Зумбряну — глава Управления уголовного преследования НЦБК. По мнению некоторых СМИ, главные операции Центра, связанные с обслуживанием Плахотнюка, реализовывал именно Богдан Зумбряну. А экс-директор Виорел Кетрару при таких раскладах сидел и не рыпался.
Сам Зумбряну в Демпартию не входит. Вернее, входит опосредованно. Его теща Алена Сербуленко до реформы правительства была вице-министром здравоохранения. Тут бы переименовать ее в государственные секретари да оставить на прежнем месте, но конкурс Сербуленко не прошла. Стоит ли упоминать, что Сербуленко является членом Демократической партии и членом Национального политического совета ДПМ?
Так же имя Зумбряну всплывало в связи со скандалом об огласке записи телефонных переговоров в прессе в 2013 году. Постоянным абонентом был глава Налоговой службы Николай Викол, а его собеседниками — премьер Влад Филат, министр внутренних дел Дорин Речан, глава Центризбиркома Юрий Чекан и председатель фракции ЛДПМ Валерий Стрелец. Все, как на подбор, враги или неприятели Владимира Плахотнюка. (Юрий Чокан тогда еще не пошел на поклон к координатору, а усердно пахал на Филата). Задача ясна — собрать компромат на ЛДПМ и обнародовать. Такая вот операция.
Начальник Главного управления оперативного обеспечения Центра Игорь Карлашук — еще один кандидат на должность антикоррупционного гуру. Был отстранен от должности после того, как издание Ziarul de Gardă опубликовало статью о том, что подконтрольная его семье фирма поставила кишиневским детским садам продуктов питания на 1,2 млн леев, выиграв за три месяца несколько тендеров. А управление, которое возглавлял Карлашук, как раз и занималось уголовными делами против экономических агентов, причастных к делу о договорных торгах в области образования. Доходит?
История была долгая и мутная. Закончилась она закономерно — Игорь Калрашук был восстановлен в должности и вернулся к исполнению своих обязанностей. Как говорится, освободить и наградить.
Кто бы сомневался, что он честнейший мужик, достойный возглавить НЦКБ. А такое могло произойти с кем угодно — хотя бы с тем же Нистором Грозаву. Ничего, разобрались, пожурили и отпустили.
* * *
Согласно закону о Национальном центре по борьбе с коррупцией, главу структуры назначает парламент на пять лет без возможности переизбрания. И помимо прочих официально означенных требований, у кандидата на должность директора НЦБК должна быть незапятнанная репутация. Но в данном случае, думается, без коллективного похода в прачечную не обойтись.Евгений Таманцев
Вернуться назад