DataLife Engine > Тема дня / Общество > Третий — Ленинский…

Третий — Ленинский…


4-03-2018, 09:00. Разместил: redactor
 
«Интернационал» — у этого слова несколько значений. Изначально это международный гимн коммунистов всех стран мира. Ещё это название нескольких исторических международных объединений пролетарских коммунистических и рабочих партий в разные периоды новой и новейшей истории человечества.

Основоположники учения о подлинной свободе человека и человечества путем освобождения от пут эксплуатации Карл Маркс и Фридрих Энгельс видели в международном союзе пролетарских партий великий прообраз будущего человечества.

Первое объединение такого рода произошло еще при жизни великих мыслителей — основателей широкого союза пролетариев стран Европы в XIX веке.

I Интернационал был во многом образом своего времени. «Интернациональное» и «национальное» начала уживались в этой организации с большим трудом. Только непререкаемый авторитет Карла Маркса позволял удерживать организацию от раскола, распрей и непримиримой внутрисоюзной борьбы за лидерство. В это время впервые в истории появляется представительство в Интернационале российских марксистов.

После смерти Маркса ситуация в международном союзе быстро переродилась в сторону усиления позиций так называемой национально ориентированной, штрейкбрейхерской «рабочей аристократии». II Интернационал, по сути дела, изменил принципу солидарности пролетарского движения и поддержал развязывание империалистическими кругами Германии, Франции и Британии Первой мировой войны.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции популярность в Европе и Азии партии большевиков и ленинского правительства первого в мире государства трудящихся была чрезвычайно высокой. В этом контексте лидерами рабочих и коммунистических партий был поднят вопрос о создании подлинно пролетарской, интернациональной международной организации.

* * *
В январе 1919 года в Москве по инициативе ЦК РКП(б) состоялось совещание представителей коммунистических партий России, Австрии, Венгрии, Польши, Финляндии, Балканской Революционной Социал-Демократической Федерации, которое приняло обращение к 39 партиям и группам Европы, Азии и Америки с предложением принять участие в работе Учредительного конгресса нового Интернационала.

Отклик был воодушевленным и небывало активным. Несмотря на сложнейшие условия послевоенного положения в Европе, несмотря на состояние Гражданской войны на территории России, делегаты Первого конгресса нового Интернационала собрались в Москве уже 2 марта.

В течение нескольких дней шла напряженнейшая работа по выработке основных уставных документов и плана работы III Интернационала — Коминтерна. Душой и сердцем этой работы был, безусловно, лидер российского революционного большевизма, председатель Совнаркома Советской республики Владимир Ильич Ленин.

Печальный, предательский опыт существования II Интернационала был переосмыслен и критически представлен в ряде ленинских выступлений на конгрессе. Уже в 1920 году эти теоретические наработки легли в основу одного из важнейших трудов развития марксистской теории — «Детская болезнь левизны в коммунизме».

В то время в европейской социал-демократии широко обсуждалась тема «вождей и масс». Лидеры соглашательского II Интернационала обосновывали свое привилегированное положение, пускаясь в туманные рассуждения, отрицая революционность, тем самым внося настоящий раскол в рабочее движение.

Ленин не оставил им места для маневра:

«Одна уже постановка вопроса: «диктатура партии или диктатура класса? диктатура (партия) вождей или диктатура (партия) масс?» — свидетельствует о самой невероятной и безысходной путанице мысли. Люди тщатся придумать нечто совсем особенное и в своем усердии мудрствования становятся смешными. […] В Германии, как и в других европейских странах, чересчур привыкли к легальности, к свободному и правильному выбору «вождей» регулярными съездами партий, к удобной проверке классового состава партий выборами в парламент, митингами, прессой, настроениями профсоюзов и других союзов и т. п. 
 
Когда от этого обычного пришлось, в силу бурного хода революции и развития гражданской войны, переходить быстро к смене легальности и нелегальности, к соединению их, к «неудобным», «недемократичным» приемам выделения или образования или сохранения «групп вожаков», — люди растерялись и начали выдумывать сверхъестественный вздор».

* * *
III Интернационал стал представительной организацией тех лидеров рабочего движения, которые знали истинное положение дел и не боялись черновой повседневной работы.

(К сведению, одним из делегатов Первого конгресса был ставший впоследствии знаменитым советский разведчик, германский коммунист Рихард Зорге.)

Дух и суть III Интернационала — Коминтерна — были прямым вызовом «рабочей аристократии» Европы.

«Вожди этой рабочей аристократии переходили постоянно на сторону буржуазии, были — прямо или косвенно — на содержании у нее. Маркс завоевал себе почетную ненависть этой сволочи за то, что открыто клеймил их предателями. Новейший (XX века) империализм создал монопольно-привилегированное положение для нескольких передовых стран, и на этой почве везде во II Интернационале обрисовался тип вождей-предателей, оппортунистов, социал-шовинистов, отстаивающих интересы своего цеха, своей прослойки рабочей аристократии. Создалась оторванность оппортунистических партий от «масс», т. е. — от наиболее широких слоев трудящихся, от большинства их, от наихудше оплачиваемых рабочих. Победа революционного пролетариата невозможна без борьбы с этим злом, без разоблачения, опозорения и изгнания оппортунистических, социал-предательских вождей; такую политику и повел III Интернационал», — так охарактеризовал эту борьбу с предателями международного рабочего движения Ленин.

* * *
III Интернационал прошел непростой и значительный путь своего существования. На протяжении десятилетий эта организация задавал тон в международном коммунистическом движении. Она воспитала и вывела на авансцену истории таких лидеров, как Георгий Димитров, Хо Ши Мин, Эрнст Тельман, Пальмиро Тольятти.

Сложности построения социалистического общества в СССР в 30-е годы, необходимость индустриального рывка и внутрипартийная дискуссия на эту тему, переросшая в непримиримую борьбу за лидерство, повлияли и на состояние дел в III Интернационале. Позиция Сталина и его соратников, их непримиримость и массовые репрессии 1937 года лишили международную организацию коммунистов былой активности.

С началом Второй мировой войны, и особенно после нападения гитлеровской Германии на СССР, деятельность организации все более сводилась к формальному, показному порядку.

К 1942 году в советском руководстве сформировалось коллективное мнение о роспуске III Интернационала — Коминтерна — как шаге доброй воли СССР для усиления союзнических отношений с США и Великобританией. К тому же в этот период какой-либо реальной международной активности по линии III Интернационала фактически не было. Шла тяжелейшая война, и все силы и средства были направлены на достижение победы над врагом.

Коминтерн был формально распущен 15 мая 1943 года. Однако Исполком Коминтерна фактически не был ликвидирован, а просто переименован в Международный отдел ЦК ВКП(б) и продолжил свою работу.

* * *
…История идет непростым путем, расставляя акценты и воздавая должное не сразу, а спустя годы. Как говорится, «большое видится на расстоянии».

Опыт Коминтерна — III Интернационала — значителен во всех его преломлениях, ибо он отражает опыт движения первого в мире государства рабочих и крестьян к социалистическому идеалу. Но практика построения того или иного государственного проекта всегда далека от идеального.

Далекой от идеального была и деятельность III Интернационала. Но разве это отрицает его великое значение для мировой истории?..

Михаил Лупашко
скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Вернуться назад