Власть не будет резать сук, на котором сидит
14-06-2018, 16:11. Разместил: redactor
В ходе заседания парламента, в четверг, 14 июня, парламентское большинство в очередной раз продемонстрировало гражданам страны свою коррумпированную личину.
При обсуждении рабочей повестки, фракция ПКРМ в парламенте потребовала внести в повестку важный законопроект, регламентирующий размер заработных плат государственных служащих высокого ранга. Соответствующий закон приструнил бы руководителей определенных ведомств в принятии «заведомо зависимых решений» по указке сверху либо под влиянием корыстных интересов. Однако депутаты правящего режима отказались проект даже рассмотреть в рабочем порядке.
Глава фракции ПКРМ Инна Шупак и депутат-коммунист Олег Рейдман провели совместный брифинг в парламенте, в ходе которого заявили, что ситуация с непомерно высокими зарплатами некоторых госчиновников из ряда вон выходящая.
По словам Инны Шупак фракция Партии коммунистов неоднократно указывала на эту проблему, которая известна каждому гражданину Республики Молдова.
«Проблема проста и банальна. Руководители некоторых публичных организаций получают зарплату, которая превышает в десятки, а в некоторых случаях и в сотни раз, среднюю зарплату по экономике. Еще 18 декабря 2015 года фракция ПКРМ зарегистрировала проект закона, призванного регламентировать этот вопрос. Учитывая, что представители парламентского большинства не соглашались в течение двух лет подряд включить в повестку дня парламента этот проект закона, в соответствии с положениями Регламента этот проект утратил силу. Исходя из того, что проблема не устранена и даже усугубляется, поскольку зарплаты соответствующих лиц — руководителей определенных публичных организаций увеличиваются, 1 марта текущего года мы перерегистрировали этот законопроект», — отметила глава фракции ПКРМ.
В данном законопроекте, как подчеркнула Инна Шупак, изложены две совершенно ясные позиции: «Первая: ежемесячные заработные платы руководителей публичных органов, бюджет которых утверждается парламентом, правительством либо они обладают автономным бюджетом, не превышают 95 процентов ежемесячной заработной платы государственных служащих, в компетенцию которых входит их назначение на должность. То есть, если парламент назначает руководителя какой-либо публичной организации, зарплата этого руководителя не должна превышать 95 процентов от базовой заработной платы депутата. Если речь идет о правительстве, соответственно — 95 процентов заработной платы министра. Вторая позиция: мы предлагаем, чтобы максимальный размер премий работников публичных организаций, бюджет которых утверждается парламентом, правительством либо обладающих автономным бюджетом, не превышал годовую сумму шести базовых ежемесячных заработных плат».
Однако, как заявили депутаты фракции ПКРМ сегодня наблюдается ситуация, когда работники публичных организаций нередко получают чрезмерно завышенные премии.
«Мы провели очень тщательный анализ, и выяснили, к примеру, что президент Национального банка Молдовы Серджиу Чокля является самым высоко оплачиваемым госслужащим в Республике Молдова. Согласно поданной им декларации о доходах за 2017 год, он получал по 100 тысяч леев ежемесячно. Республика Молдова щедрее всех остальных государств оплачивает работу главы центробанка, относительно показателя ВВП на душу населения», — констатировала депутат.
Другие примеры не менее красноречивые — ежемесячная зарплата директора Агентства гражданской авиации составляет 68 тысяч леев, зарплата генерального директора НАРЭ Тудора Копач составляла по прошлому году почти 60 тысяч леев и так далее.
«Мы специально предложили включить этот проект для рассмотрения в течение ближайших двух недель, с учетом того, что пока нет заключения правительства по данному перерегистрированному законопроекту, как нет заключения и профильной парламентской комиссии, хотя это и странно — проект был перерегистрирован еще 1 марта, было достаточно времени дать заключения…. К сожалению, мы констатируем, что представители парламентского большинства и, в частности Демократической партии, не пожелали даже обсудить включение нашего законопроекта в рабочую повестку парламента.
Если у них есть другой подход или они считают, что должен существовать другой механизм регламентирования этих заработных плат, то все варианты могут быть обсуждены, чтобы достичь общего знаменателя. Но очевидно, что они не заинтересованы в решении этой проблемы. Посмотрим, в чем заключается причина. Может оказаться так, что на соответствующие высокооплачиваемые должности были назначены их люди, которым было гарантировано, что их зарплаты будут изменяться только в сторону повышения», — подчеркнула Инна Шупак.
Олег Рейдман в ходе брифинга заявил, что фракция ПКРМ в данном вопросе исходит из того, что при создании правоустанавливающих документов и при создании так называемых независимых агентств, правительство и парламентское большинство в качестве основного тезиса выдвигало следующий — дескать, «большая зарплата — гарантия независимости и объективности в принятии решений этих агентств».
«Как мы видим, сегодня по примеру того, как работает Национальный банк Молдовы, как регулируются цены на нефтепродукты под контролем НАРЭ, как движутся реформы, как работают суды и прокуратура и т.д., мы видим, что большая зарплата, причем неоправданно большая зарплата чиновников не является гарантом независимости. Наоборот, люди, получающие такую зарплату, боятся ее потерять и соответственно готовы и правительству, и руководству парламента, и коммерческим агентам, которые могут поднять волну критики в СМИ, готовы говорить «чего изволите?». Именно это мы и видим по примеру цен на топливо», — заявил он в ходе брифинга.
Принцип, который коммунисты предложили в законопроекте по регламентации заработных плат руководителей публичных органов, давний и не сегодня придуманный.
«Это давний принцип норм управляемости в любой структуре, в том числе государственной власти. И этот принцип хорошо работает, правильно работает. Когда руководитель будет знать, что он получает зарплату независимо от того, какая цена будет установлена на горючее, лишь тогда он будет реально независимым. К примеру, вы наверное знаете, что в бюджете НАРЭ существует так называемый сбор за регулирование рынка. Что получается — чем выше тариф, тем выше этот сбор. Тем больше бюджет этой организации. Это категорически неправильно», — отметил Олег Рейдман.
Ольга Дзятковская.
Вернуться назад