Под прессом насилия
20-11-2018, 09:39. Разместил: redactor
Только за три квартала текущего года в полиции зарегистрированы девять тысяч заявлений от жертв семейного насилия. Это только официальная статистика, факты, отмеченные на бумаге. А сколько жертв молчат, потому что боятся, потому что не верят в правосудие, потому что не верят уже никому. В пучину жестокости наших граждан затягивает банальная нищета и неустроенный быт.
Преступления без наказания
Казалось бы, при чем здесь благополучное правительство, улыбающийся премьер Филип, который всем доволен? Вместе с тем именно правительство раздувает размеры благополучия. Говоря об экономическом росте, забывает заглядывать в убогую молдавскую глубинку и облезлые квартиры городских граждан. Именно оно косвенно виновно в том, что продолжают уезжать за границу люди, оставляя детей на попечение соседей. Напрямую виновно в том, что неустанно реформируется система образования, в которой не остается места главным действующим лицам — детям.
Если члены семьи не могут найти работу, живут впроголодь, о каком устроенном быте может идти речь? Статистика показывает, что основа жестокого обращения членов семьи друг к другу — это неумеренное потребление алкоголя, обостряющее семейные конфликты. А именно неустроенность и безысходность становятся главными причинами беспробудного пьянства.
Как правило, виновники насилия остаются безнаказанными и попадают на скамью подсудимых лишь тогда, когда перегибают палку, то есть совершают убийство или сексуальные действия по отношению к несовершеннолетним. В иных случаях отделываются легким испугом. Рассмотрев девять тысяч заявлений, полиция выписала около трех тысяч охранных ордеров, ограничивающих поведение винов¬ника жестокого обращения. В частности, виновнику насилия запрещается контактировать со своей жертвой, например, с женой. Но куда же он денется, если они живут под одной крышей и он является собственником жилья?
Число случаев домашнего насилия растет. По данным полиции Республики Молдова, в 2017 году было зарегистрировано 2909 случаев домашнего насилия, сейчас 9000 всего за девять месяцев. И говорит этот рост о том, что тот мощный пласт общества, который власть называет народом, из-за нищеты подвергается социальной деградации, порождающей жестокость и насилие.
Наш дом не крепость
Именно женщины и дети в подавляющем большинстве случаев становятся жертвами домашнего насилия. По данным Национального бюро статистики, из 10 женщин 7 хотя бы раз в жизни подвергались насилию. Наряду с жестоким обращением, согласно формулировке, регистрируются случаи, связанные с семейными конфликтами, в прошлом году их было без малого 11 тысяч. При этом было заведено всего 956 уголовных дел. Но мы все знаем, что завести дело — это вовсе не значит наказать виновного. В случае 588 жалоб в начале уголовного преследования было отказано «из-за отсутствия элементов состава преступления». В течение 2017 года сотрудники полиции направили в судебные инстанции 724 ходатайства о применении мер по защите жертв насилия в семье. Из них 91 было отклонено судьями на том основании, что «отсутствуют объективные мотивы». Видать, необходим был труп или хотя бы искалеченная плоть.
Насилие над детьми — отдельная, очень емкая тема для разговора. По данным МВД, в прошлом году не от хорошей жизни 640 детей сбежали из дома. Почти 1400 несовершеннолетних попало в поле зрения полиции. Большинство совершенных правонарушений связано с воровством. Более трехсот детей стали жертвами сексуального домогательства, и 114 ребят совершили попытку самоубийства. Как правило, к детскому суициду ведут такие факторы, как депрессия, душевный дисбаланс на фоне отсутствия контакта с родителями, а также пьянство представителей старшего поколения.
По данным Минздрава, за 2016–2017 учебный год преподаватели и дирекция образовательных учреждений дали знать о 10 752 случаях насилия в отношении детей.
Всего за 2017 год Генеральный инспекторат полиции насчитал 1401 случай обращения в органы по факту противоправных действий в отношении несовершеннолетних, включая 302 эпизода избиения детей домочадцами и… 332 акта сексуального насилия над детьми.
НПО говорят о том, что в 2017 году было зарегистрировано около 4 тыс. случаев насилия над детьми. Причем около тысячи из них — это серьезные преступления: сексуальное насилие, трафик, трудовая эксплуатация.
Всемирная организация здравоохранения констатировала, что в 2017 году в Молдове 62,4 процента мальчиков и юношей и 57,8 процента девочек и девушек (в возрасте до 18 лет) как минимум один раз сообщали о случаях издевательств над ними.
Статистика домашнего насилия и жестокого обращения, представленная разными государственными структурами и неправительственными организациями, может разниться. Но в любом случае цифры ужасают. Мы живем в стране, где дом родной не может быть крепостью.
Куда податься?
К кому обращаться, если в семье появился агрессор? Вариантов много. Полиция, социальные службы, неправительственные организации и т. д. Но чаще всего жертвы насилия продолжают молчать. Согласно опросам, люди не доверяют государственным служащим, коррумпированной полиции и представителям юстиции, сомневаются в искренности неправительственных организаций. Да, некоторым женщинам предлагают временное укрытие, но в целом проблему это не решает. Не могут же жертвы скрываться всю жизнь. Фонд Плахотнюка «Эдельвейс» подхватил актуальность темы домашнего насилия, запустил программу «Семьи под защитой» — и что от этого изменилось? Количество случаев домашнего насилия продолжает расти.
В борьбе с насилием по большому счету государственные структуры бессильны. Полиция «бытовуху» не любит, дело это неблагодарное. И даже если дела заведены, они «теряются» в безразмерных кабинетах судей и прокуроров. Органы опеки и попечительства в случаях жестокого обращения с детьми могут только провести воспитательную работу с родителями, в большинстве случаев впустую, выписать матпомощь, которая, скорее всего, уйдет на водку, или пригрозить нерадивым родителям, что у них заберут детей. А куда, собственно, их забирать? Детские дома и интернаты закрыли. У соседей по лавкам раскидать?
Люди никому не доверяют, поэтому как минимум о половине случаев насилия над детьми и в большинстве случаев о насилии над женщинами в официальные инстанции не сообщается. А ведь очередное избиение может стать причиной смерти, очередной психологический террор — причиной суицида.
Городские жители еще хоть как-то осведомлены. В столице работает управление по социальной защите, в котором еще сохранились какие-то специалисты. К кому обратиться в селе? К участковому, которого не видят месяцами и который при необходимости едва ли успеет прийти на помощь?
По пути жестокости
Домашнее насилие порождает детскую преступность
Дети, которые становятся свидетелями домашнего насилия, в большинстве случаев в будущем становятся агрессорами. Впрочем, не обязательно в будущем. Ребята из неблагополучных семей нередко прибегают к насилию ещё до своего совершеннолетия.
После изучения Генпрокуратурой деятельности прокуроров по предупреждению и борьбе с детской преступностью пресс-центр ведомства сообщил, что первом квартале 2018 года было возбуждено 309 уголовных дел. В сообщении также указывалось, что, «как и в предыдущие годы, большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, — кражи. Однако все чаще дети участвуют в преступлениях, которые угрожают жизни и здоровью других людей. Несовершеннолетние были замешаны в совершении трех убийств, 32 грабежей, шести правонарушений сексуального характера и трех случаях причинения вреда здоровью».
За совершение серьезных, насильственных и тяжких преступлений прокуроры потребовали арестовать 12 несовершеннолетних. Но возраст малолетних преступников снижается, дети приобщаются к криминальному миру еще до достижения возраста уголовной ответственности. Из всех случаев правонарушений более 10 процентов приходится именно на таких подростков.
Два года назад в Страшенах было совершено жестокое убийство 14-летней девушки. Полиция сразу же назвала трех человек: двое из них — 15 и 16 лет — сразу были задержаны, а третий не мог быть привлечен к уголовной ответственности, так как ему было всего 13 лет. И это было не случайное, а умышленное убийство.
Несколько дней назад Молдову потрясло сообщение об очередном жестоком убийстве с участием несовершеннолетних в возрасте от 15 до 17 лет. Чудовищный инцидент произошел в селе Онешты Хынчештского района, где трое подростков забили до смерти 38-летнего мужчину. А потом с улыбками на устах и окровавленными руками стали фотографироваться на фоне истерзанного трупа. По словам главного прокурор Хынчешт, несовершеннолетние засняли на камеру и сам момент убийства, эти записи находятся в качестве доказательств в файле дела. Это уже не просто убийство, не просто зверство, а полная моральная деградация.
Несовершеннолетние убийцы воспитывались в семьях социально уязвимой категории, в которых матери были одиноки и нетрудоустроены. Погибший сожительствовал с матерью одного из преступников и после совместного приема горячительных напитков избивал женщину, по словам представителей правоохранительных органов, этот факт и стал причиной убийства. При этом семьи троих подозреваемых почему-то не состояли на учете примэрии как семьи с высокой степенью риска.
Эксперты утверждают, что когда в семье практикуется насилие, это всегда сказывается на детях, даже если физически они не страдают. Ребенок начинает демонстрировать насильственный тип поведения в обществе. Домашнее насилие порождает детскую преступность. Однако это вовсе не оправдывает жестокость и кровожадность подростков-убийц. Это заставляет задуматься над тем, в каком страшном государстве мы живем. И «благодаря» неумелому управлению государством жить с каждым днем становится все страшнее.
Наталья Лужина
Вернуться назад