На подзарядку становись!
4-12-2018, 10:27. Разместил: redactor
И с каждым годом она приобретает всё большие масштабы. А что вы хотели? Рост населения планеты, интенсивное развитие технологий обуславливают постоянно растущий уровень потребления энергоресурсов. Оттого в начале XXI века в обиход прочно входит понятие глобальной энергетической безопасности.
Принципы стратегии такой безопасности предусматривают надежное, долгосрочное и экологически приемлемое энергоснабжение, цены на которое будут об¬основаны и будут устраивать страны как экспортирующие, так и импортирующие топливо.
Энергосбережение. Наиболее заметных успехов в сфере энергосбережения удалось добиться экономически развитым странам Запада. За время с начала столетия им удалось снизить энергоемкость своего ВВП на 1/3, что повлекло сокращение их доли в мировом потреблении энергоресурсов с 60 до 48 процентов. Значительно хуже обстоят дела в Центрально-Восточной Европе, Китае и странах СНГ. Энергоемкость их экономики снижается очень медленно.
Но несмотря на использование ядерной, альтернативной (солнце, ветер, морские приливы и т. д.) и гидроэнергии, львиную долю топлива люди продолжают добывать из недр Земли.
Кстати, еще в 1975 году академик Петр Леонидович Капица сделал концептуальный доклад, в котором, исходя из базовых физических принципов, по существу, похоронил все виды альтернативной энергии, за исключением управляемого термоядерного синтеза. Т. е. фактически заявил о бесперспективности альтернативной энергетики. Впрочем, и корифеи могут ошибаться.
* * *
Проблема энергетической безопасности возникла в Республике Молдова с момента установления независимости государства. Молдова почти полностью зависела и зависит от импорта энергоресурсов извне, поскольку ее нефтяные запасы составляют только 15 миллионов баррелей невысокого качества и она не имеет серьезных источников природного газа.
Единственный нефтеперерабатывающий завод находился в Комрате и перерабатывал нефть из Вален. Что же касается природного газа, здесь наша страна полностью зависит от поставок российского «Газпрома».
В электроэнергетическом секторе Молдова менее зависима от импорта. Однако большая часть этой электроэнергии производится на Молдавской ГРЭС (владелец — «Интер РАО ЕЭС»), находящейся в Приднестровье.
(Во время пребывания у власти Партия коммунистов определила способ обеспечения энергетической безопасности страны за счет внутренних ресурсов, рассматривая проблему сквозь призму реинтеграции страны. По мнению коммунистов, без приведения в норму уровня энергопотребления и устранения перекосов в системе производства и потребления энергии на двух берегах Днестра проблему было не решить.)
Что касается зарубежных инвесторов, то вкладываться в энергетическую отрасль Молдовы они не спешат. Речь не идет о дутом проекте газопровода Яссы — Унгены — Кишинев, где политическая составляющая явно превалирует над экономической целесообразностью. Трубопровод так и остается практически пустым. В 2017 году только 1,2 миллиона кубометров румынского газа переправились через реку Прут — а это только 0,1 процента необходимого Молдове годового объема.
* * *
К концу первой декады 2000-х в стране оставался довольно низкий уровень энергоэффективности, а отсюда повышенный уровень потребления ресурсов. И это притом, что промышленности в Молдове практически нет. Но тем не менее население из-за устаревшего оборудования, плохо теплоизолированных зданий и банального отсутствия знаний потребляло колоссальные объемы ресурсов. Разумеется, в такой ситуации расходы на энергоресурсы среди обычного населения с низкими доходами были очень высокими — зимой они могли достигать 40 процентов семейного бюджета.
Ситуацию необходимо было менять кардинальным способом. И выбор пал на «зеленую» энергетику. Тем более что в Молдове, сравнительно небольшой стране, сложились благоприятные условия для этого: большое количество солнечных дней в году, частые ветра и много остаточного материала от сельскохозяйственной деятельности.
Перейти на альтернативную энергетику, раскритикованную академиком Капицей, предложили коммунисты, находившиеся в те годы у власти. И, как выяснилось, не зря.
В первую очередь это уяснили жители сельской местности. Ведь по мере удорожания углеводородов, проблема энергообеспечения жилья там выходила на передний план. Особенно когда до власти дорвались «евроинтеграторы», и усугубилась проблема несбалансированности уровня заработной платы и пенсий относительно неподъемных цен на газ и другие энергоносители.
С тех пор, в меру своих скромных финансовых, технических и человеческих возможностей, сельчане пытаются решать задачи энергообеспечения собственных домов и ферм.
Кому позволяют средства, вкладываются и в солнечную энергетику. Перевод своего домохозяйства на энергию солнца в Молдове окупается за 5–6 лет.
Еще один популярный вид использования солнечной энергии — вакуумные солнечные коллекторы, обеспечивающие подогрев воды. Такие установки намного дешевле солнечных батарей и окупаются быстрее. Впрочем, в случае с продвижением солнечной энергетики домохозяйствам приходится полагаться на свои силы, так как на данном этапе государство в нее особо не вкладывается из-за больших затрат.
* * *
Хотя если прикинуть, то нынешнее захваченное государство ни во что не вкладывается. Только выкладывает на продажу. Демократическая партия и лично лидер ДПМ Владимир Плахотнюк выставили на приватизацию объекты энергетической отрасли, посягая, таким образом, на энергетическую безопасность страны. Часть объектов уже куплена, в том числе и «братьями» из-за Прута.
Еще в 2014 году тогдашний премьер Юрие Лянкэ обещал, что «через два года проблема энергетической безопасности в Молдове будет решена». Конечно, Лянкэ — известный пустобрех, и веры ему нет, но и по сей день энергоэффективность в нашей стране находится на очень низком уровне. Например, для производства товаров или услуг на сумму 1000 евро в Молдове потребляют в три раза больше энергии, чем в странах ЕС.
Остальные энергетические проекты правящей власти, как то: интеграция энергорынков Молдовы и Украины или вышеозначенный газопровод, так и остаются фейковыми. Между тем вопрос энергетической безопасности страны грозит обернуться национальным бедствием.
Евгений Таманцев
Вернуться назад