Хроника пикирующего января
30-01-2016, 10:00. Разместил: redactor
Кандидаты в главы кабинета менялись так быстро, словно действо происходило в итальянской комедии масок, президент Тимофти маялся, словно ему приспичило посетить нужный чулан, а руководители бродячего цирка водили его по всему городу — от Конституционного суда до Министерства обороны. Словом, впечатление, оно же по иностранному «импресьон», получилось незабываемым.
Как садиться в галошу
Новый год Молдова встретила без премьера и без правительства. Их подменяли всякие-разные «ослики и. о.» во главе с Георгием Брегой. Однако без полноправного правительства никто с тобой в мире разговаривать не будет. Например, ежели какой-нибудь и. о. обратится в международные финансовые структуры за помощью, то на него глянут с видом английской королевы, к которой в окно Букингемского дворца заглянули двое ханыг и попросили штопор.
Посему наш псевдопрезидент Николай Тимофти почесал в затылке и решил выдвинуть в премьеры небезызвестного Иона Стурзу. Небезызвестного тем, что зажимал выплату заработной платы работягам и выплачивал ее продукцией, в частности резиновыми галошами. А также тем, что при нем пошел в гору Владимир Филат. В бытность Стурзы министром экономики он стал главным по приватизации, а при премьерстве Иона Михайловича — так и вовсе государственным министром. Следуя логике вещей, было бы правильно, чтобы Стурза ныне оказался в одной камере с Филатом, но, как говорят в определенных кругах, главное — вовремя смыться. Так Стурза оказался в соседней Румынии, откуда подавал «мудрые» советы по управлению Молдовой. Как писал Шота Руставели, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».
И вот Николай Тимофти (которого тоже считают «человеком Филата») выдвинул этого государственного мужа, объевшегося государственных груш, на должность премьера. 4 января Стурза должен был представить парламенту свою программу и кандидатов в министры. Возможно, он ожидал критики и каверзных вопросов, но, можно ручаться, не ожидал того, что произошло. А именно: кворум парламентариев собрать не удалось. В законодательное собрание явились лишь 47 депутатов, тогда как для утверждения или хотя бы рассмотрения вопроса об утверждении правительства необходимо присутствие как минимум 51 парламентария.
Таким образом, Ион Стурза сел в галошу, ту самую, которыми он некогда выдавал зарплаты.
Кстати, накануне предприниматель Виорел Цопа, которому СМИ приписывают финансирование протестов платформы DA, призвал сторонников платформы выйти из «списка министров от Стурзы». «Убежден, что представители движения «Достоинство и правда» и его сторонники должны выйти из списка, чтобы не запятнать репутацию», — написал Цопа на своей страничке в Facebook. Хотя насчет «запятнанной репутации» мычать бы кому угодно, но не Виорелу Цопа, приговоренному к восьми годам лишения свободы за прежние хищения из ВЕМ.
Девушка с солидарностью
Экс-министр просвещения Майя Санду решила создать собственную партию под названием «Партия действия и солидарности».
Санду объяснила выбор названия следующим образом: «Действие — это то, что нужно молдавскому обществу. Я говорю об активном формировании, которое сможет мобилизовать общество для изменения политического класса, для решения общих проблем. Солидарность — ценность, которая необходима для существования общества».
Что ж, «скипидарность» — это хорошо. Для общей резвости. А по факту: о какой солидарности говорит Санду — человек с двойным гражданством?! С кем она собирается солидарить? С молдаванами или с румынами? Пребывание же ее на посту министра просвещения с очевидностью показало, что у самой Майи нет солидарности левого полушария головного мозга с правым.
«Стреляй, Георгич!»
В десятых числах поднапряглась Демократическая партия и предложила на должность премьера Владимира Плахотнюка. Трудно было сделать худший выбор, учитывая почти 100-процентный антирейтинг данного кандидата.
Сразу взбрыкнули филатовцы, ибо их предводителя именно Плахотнюк посадил на шконку. Лидер платформы DA Андрей Нэстасе объявил акцию протеста в центре Кишинева, чтобы не допустить выдвижения Плахотнюка на пост премьер-министра Молдовы. Видимо, по мнению Нэстасе, обер-воры Виктор и Виорел Цопа лучше подходят на эту должность.
Тут все ясно — Нэстасе спешит в парламент. Еще недавно сторонники DA орали как резаные, что Тимофти должен уйти в отставку, обижались, что не приходил к ним на площадь. Теперь был задан другой вектор. Тимофти отклонил предложение парламентского большинства и не выдвинул Владимира Плахотнюка в главы кабинета. Красивый политический ход, чтобы заставить всю страну верить, что президент у нас — «реальный пацан» и в силах решать вопросы.
Впрочем, изначально было ясно, что демократы выдвинут другого человека, и контроль над исполнительной властью из рук не выпустят. Что впоследствии и произошло.
Наша позиция
Председатель Партии коммунистов Владимир Воронин заявил, что Республика Молдова находится в настоящем кризисе и это грозит ей непредсказуемыми последствиями. В официальном заявлении, в частности, говорилось: «Над Республикой Молдова разразился настоящий кризис, грозящий нашей Родине последствиями непредсказуемого порядка. Подобного рода кризисы мы с вами проходили в период 2001–2008 годов, по крайней мере, трижды.
Мой опыт главы государства свидетельствует, что выход из таких грозных ситуаций возможен лишь путем общественного согласия, путем поиска взаимных компромиссов на основе действующего закона и Конституции. Такой поиск невозможно вести на улицах и площадях, путем давления друг на друга, путем столкновения людей через пикеты, митинги и демонстрации, преследующие разные цели, но ведущие к одному результату — разрушению конституционного порядка и хаосу в стране. Этот сценарий является один в один сценарием, названным в народе «майданом».
Амбиции, обвинения, не основанные на правовых решениях, демонизация одних и возвышение на пустом месте других лиц не приведет к разрешению кризиса, а грозит молдавским «майданом».
Главное состоит в том, чтобы найти выход на основе интересов нашей страны, а не на основе сторонних советов или личных целей.
Такой выход может быть предопределен только в стенах парламента путем консультаций между фракциями с учетом мнений общества и его представительных организаций.
Улицы и площади могут служить лишь местом выражения мнения, но не давления на законных представителей власти. Наша задача — найти решение, которое восстановит функциональность системы государственного управления.
Господин Тимофти!
Поторопитесь выполнить свои обязанности, дабы не допустить в стране непредсказуемых событий».
Скелеты из шкафа
Очередной кандидат в премьеры должен был быть выдвинут 14 января до 12.00. Следующим в очереди кандидатов стоял генеральный секретарь президентского аппарата Ион Пэдурару. Вновь запахло филатовщиной. Ранее Пэдурару занимал должность министра юстиции во втором кабмине Иона Чубука и в правительстве Иона Стурзы. Он был вовлечен в скандал с экс-премьером Филатом и экс-главой совета директоров Banca de Economii Иланом Шором. Тогда Шор рассказал прокурорам, что передал Филату 500 тысяч долларов, чтобы повлиять на решение суда, а посредником выступил Ион Пэдурару.
Стоит ли говорить о том, что председатель платформы DA Андрей Нэстасе влёт высказался за него? Увы, Пэдурару почти сразу отработал задним ходом и отозвал свою кандидатуру. После чего премьерская чехарда приобрела уже вовсе неприличный оттенок.
В ухо президента Тимофти, точно яд Клавдия, проник шепот демократов: «Павла Филипа давай!» И тот подписал соответствующий указ. «Мы считаем, что кандидатура Павла Филипа является компромиссной, она может быть утверждена, и правительство будет сформировано с целью избежать досрочных парламентских выборов», — сообщил… генеральный секретарь президента Ион Пэдурару. Думается, здесь даже маэстро Станиславский не мог бы выговорить «не верю».
Тут уж лебедь, рак и щука молдавской политики (гражданская платформа «Достоинство и правда» (DA), партия Усатого и социалисты Додона) взвыли, словно кот, которому наступили на хвост или иную нежную часть организма добротно подкованным сапогом. И понеслась…
Вернуться назад