По Хуану ли сомбреро?
11-03-2016, 14:00. Разместил: redactor
На первый взгляд, все верно. Конечно, имя нового претендента не у всех на устах, но известно, что он обладает более чем 17-летним опытом работы в банковском секторе за границей.
А кроме того, рекомендован экс-главой Международного валютного фонда Жаком де Ларозьером и бывшим президентом Европейского банка реконструкции и развития Жаном Лемьером.
Оглашено, чтобы стать во главе Национального банка, Сергей Чокля должен быть утвержден на пленарном заседании голосами не менее 51 депутата. Однако пресловутое «парламентское большинство» вполне может обойтись и меньшим кворумом. И благодаря этому сэкономить на 14 депутатах-перебежчиках из фракции ПКРМ, показав им дулю вместо зеленых бумажек.
Поскольку в статье 23 Закона Республики Молдова «О Национальном банке» вовсе не оговорено квалификационное количество голосов парламентариев, а сказано просто: «Президент Национального банка назначается Парламентом по представлению Председателя Парламента (п.3)». Т.е. требуется лишь большинство присутствующих депутатов при условии соблюдения кворума, значит, можно избрать и 26 голосами. Как говорится, учите матчасть.
Первый конкурс на должность президента Нацбанка проходил прошлой осенью и изначально планировался как провальный. Ибо необходимо было имитировать «проевропейски гласный» процесс для зрителей из МВФ.
Кандидаты провалились (как заявил глава отборочной комиссии Штефан Крянгэ — в силу некомпетентности), и спикеру парламента Андриану Канду пришлось объявить новый отбор. Причем ходили упорные слухи, что Канду сам будет номинироваться на этот пост. Чего не произошло (ну не глупец же он!), и тут, как девять роялей в кустах, появились претенденты, представленные Западом.
По мнению депутата фракции ПКРМ Олега Рейдмана, «там есть интересные люди, их немного, обладающих соответствующим опытом. Но есть квалификационная комиссия — ей и решать».
Будет ли остановлена грабительская кредитная политика, если президентом Национального банка будет назначен политически не ангажированный кандидат? Как считает Рейдман, таковая возникла как раз из-за того, что Нацбанк упустил в свое время надзор за банковской сферой, и в результате на рынок был осуществлен вброс дополнительных леев, подскочил доллар, и как следствие — инфляция. Нужно было изолировать эти деньги, и Нацбанк повысил резервные требования. Сейчас потихоньку резервные требования и ставка будут снижаться. «На мой взгляд, сегодня только квалифицированная работа председателя Нацбанка может исправить ситуацию», — резюмировал Рейдман. Он указал на то, что подобную ситуацию мы уже видели в 1996 году, когда рухнул российский рубль. Но люди, которые тогда стояли у руля системы, были квалифицированными специалистами, подчинялись закону, а не политическому влиянию, и с достоинством вышли из серьезнейших катаклизмов. В результате в 2008 году, во время всемирного кризиса(!), молдавская банковская система по устойчивости была признана пятой в мире.
Сумеет ли Сергей Чокля справиться с почти возложенными на него обязанностями? Ведь существует разница между двумя отборочными конкурсами на пост президента НБ: первый имел четкую цель и менялся в процессе, в зависимости от внутренних политических обстоятельств, второй — навязанный этим властям обстоятельствами и условиями (не только внутренними), которые между делом «решили» некоторые вопросы и готовы принять любого (!) президента НБМ, рекомендованного внешними партнерами.
Неизвестно, кем были приняты нововведения в требования к кандидату — пять лет работы за рубежом, обязательное владение английским языком, два рекомендательных письма (неизвестно от кого) и т. д. А ведь заседание комиссии не проводилось, кто же мог их принять? Тем более те, что не вписываются в рамки Закона «О Национальном банке».
Но парламентское большинство, скорее всего, проголосует за кандидатуру Сергея Чокли. Рассчитывая на то, что он будет лишь формально представлять НБМ в течение определенного периода времени. И тем самым оно продолжит контролировать центральное финансовое учреждение страны.
Дмитрий Крымов
Вернуться назад