Именно такого звания по результатам виртуальных опросов удостоился третий президент Республики Молдова, председатель Партии коммунистов Владимир Воронин
Предлагаем вниманию читателей интервью «человека века», которое он дал журналу «VIP-magazin».
— Г-н Воронин, каким был 2020 год для вас?
— 2020 год для меня как гражданина нашей страны был таким же тяжелым, как и для всех моих сограждан. Жестокая засуха и пандемия COVID-19 сделали его особенно тяжелым и напряженным.
Важнейшие для меня мероприятия, такие, например, как очередной съезд нашей партии, пришлось отложить, общение с партийным активом, которое обычно проходит регулярно в очной форме, пришлось перевести на телефонное общение. А это не то же самое, когда идет свободное общение глаза в глаза. Пришлось практически свернуть поездки по стране для встреч с однопартийцами и гражданами.
И лично для меня этот год был непростым. И вот почему. Мой опыт президента в течение восьми лет сформировал представление о том, как должна действовать государственная власть в условиях острых кризисов. В бытность президентом их тоже хватало: и политические, и экономические, и засухи, и наводнения, и газовый, и кризис экспорта нашей основной продукции. А потому я ясно представляю себе, что противостояние и преодоление кризисов возможно лишь при консолидации всего общества и сосредоточении усилий властных структур на проблемах общенационального характера. А наблюдал я совсем противоположное. Безостановочное «перетягивание властного каната». Борьба не против возникших угроз, а за кресла и властные атрибуты. Неумение и, главное, нежелание так называемых политических конкурентов решать важные задачи для выживания простых людей — крестьян, рабочих, ученых, инженеров, представителей культуры. Изощренное «кувыркание и якобы политическое» словоблудие вместо мобилизации, согласованности, ответственности и решительности конкретных действий. Это еще более тяжелым камнем давило на сердце. Я уверен, да и люди всё более убеждаются, что мы — коммунисты справились бы значительно лучше.
— Виртуальное сообщество назвало вас «человеком века». Как вы думаете, какой самый важный след вы оставили в истории этой страны?
— Думаю, что таких следов более, чем один.
Главные: независимая Республика Молдова может развиваться, не без трудностей, но успешно, на основе самостоятельной политики. Коммунисты не «кровавые черти с рогами», а политическая сила, способная добиваться власти демократическим, выборным путем, и эту самую демократию не только сохранять, но и развивать и продвигать. Власть для коммунистов — это не награда, не лавровый венец, а тяжелый, ответственный, а, главное, творческий процесс. Причём творчество это направлено на благо людей.
— Какое самое важное для вас личное достижение — профессиональное и личного характера — в 2020 году?
— Главными достижениями в условиях, в которых я и возглавляемая мною ПКРМ находятся, считаю анализ политической ситуации, политического поля, политических сил, выводы из этого анализа, верность которых подтверждается практически ежедневным развитием событий.
— А личное?
— Вы знаете, более всего мне по душе то, что по моей инициативе, при моем непосредственном организационном участии удалось хоть частично сохранить и восстановить историческую память молдавского народа. Я имею в виду храмы и монастыри, а также памятники мужеству и героизму человека в борьбе с фашизмом.
— А если сформулировать в двух-трёх фразах?
— То, что сказано выше, можно описать даже одной фразой: достижение единения с моим народом, поддержка людьми этих процессов и достижение участия наших людей по мере их сил в этом процессе. Для душевного состояния это огромный стимул.
Сейчас наши «демократы», «либералы», «социалисты» по подсказкам всяких советчиков любят употреблять такое слово, как «инклюзивность» и не знают, к чему его применить. Так вот, в тех мероприятиях по сохранению исторической памяти молдавского народа и была проявлена истинная инклюзивность людей.
— Что бы вы поменяли в Молдове, если бы вновь пришли к власти?
— Первое и главное, я бы предложил и добился бы восстановления Конституции РМ в том виде, в котором она была до всех «добавок», предпринятых неконституционным способом в угоду узкопартийным и групповым интересам.
После этого предложил бы провести конституционный референдум и на его основе путем конституционных процедур провести изменения Основного Закона.
Конституция — это форма общественного договора, документ, консолидирующий общество.
— Есть у вас нереализованная личная мечта?
— Хочу, чтобы Молдова вновь стала «цветущим садом».
— Какой самый важный урок вам преподала жизнь?
— Ничто на земле не проходит бесследно. Если политик честен, он не должен ожидать за это пожизненной благодарности. Хорошее, совершенное политиком, вскоре становится как бы само собой разумеющимся, и персонализация со временем забывается. А вот плохое, особенно выдуманное оппонентами, эти же оппоненты будут носить за пазухой бесконечно долго и вынимать всякий раз в борьбе за свои низменные властные интересы.
— Самое трудное решение, которое вам довелось принимать?
— Стать президентом РМ и возложить на себя эту гигантскую ответственность перед молдавским народом. Мне было трудно ответить самому себе на вопрос, который задала мне моя мама, царствие ей небесное: «Тебе это зачем надо?» И только поговорив с ней, с женщиной огромной народной мудрости, произнеся перед ней все доводы и сомнения, я утвердился в своем решении. Благо, что мама благословила, а товарищи по партии поддержали.
— Какие надежды вы связываете с 2021-м годом?
— Выйти без людских потерь из этой пандемии. Успешного года для сельского хозяйства.
— Какие самые яркие воспоминания у вас остались от детства?
— Детства как такового у меня, родившегося за месяц до начала войны, не было. Запомнилось навсегда чувства голода. Особенно в 1946 и 1948 году.
— О чем вы тогда мечтали?
— Когда-нибудь вдоволь наесться хлеба.
— Чувствуете ли вы разницу между действующим и экс-президентом?
— Если бы удалось сохранить все то, что сделано в обществе в бытность президентом и придать необратимый характер, наверное, и жизнь экс-президента была бы в моральном плане несколько спокойнее. Судя по тому, что говорят мне люди, с которыми я встречаюсь на улице, всё-таки мне удалось что-то сделать для страны.
— Как вы объясните тот факт, что те, кто был в ужасе от вашего прихода к власти, теперь сожалеют о тех временах?
— Власть должна быть для народа и служить народу.
Но нередко она оказывается над народом. В таком положении люди часто видят грязь на ботинках, а не светлые помыслы в голове. Как я выше говорил, всё полезное и хорошее от власти со временем справедливо людьми воспринимается само собой разумеющимся и недостаточным. И тут на передний план выдвигаются различия, которые становятся доминирующими касательно разных групп и слоев общества по отношению к власти. Стремление решить частное в ущерб общему ведет к разрушению общих достижений. И убедившись в этом разрушении общих достижений, уткнувшись носом в то, что всё полезное и хорошее, достигнутое в том числе и в первую очередь путем действий ответственной власти, они начинают о тех временах сожалеть.
Но это маниловщина. Сожалеть надо не о временах. Их не вернешь. Сожалеть надо о своем выборе в пользу тех безответственных «решалкиных и обещалкиных», что привели к ностальгии по «тем временам». Из этого сожаления надо извлекать уроки и вручать власть не пустозвонам и мастерам красивой фразы, жадным и нечестным властолюбцам, а тем, кто доказал, что умеет не только галстук носить, но и закатывать рукава и носить резиновые сапоги, потому что без этого ничего не получится.
скачать dle 10.6фильмы бесплатно