6 июня исполняется 222 года со дня рождения великого поэта
Все места, где бывал Пушкин, как бы облагорожены памятью о нем. «Здесь лирой северной пустыни оглашая, скитался я…», — эти строки начертаны на памятнике поэту в Кишинёве.
Посещая пушкинские места, мы испытываем трогательные чувства. Kажется, что Пушкин поселился здесь навсегда…
Поэт приехал в Кишинёв 21 сентября 1820 г. Ему 21 год, за его плечами — Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел, успех в литературных кругах и немилость царя Александра I: «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодёжь их наизусть читает». И только благодаря заступничеству влиятельных друзей поэта ссылка была заменена служебной командировкой. «Коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобности службы к Главному попечителю колонистов Южного края России г-ну Генерал-Лейтенанту Инзову», — так значилась цель поездки в дорожных документах, выданных поэту.

Дорога опального Пушкина пролегла через юг России, Кавказ и Крым. Приехав в Молдавию восторженным романтиком, он вырос как поэт, сформировался как личность и гражданин.
Атмосфера «Вавилона в миниатюре», как называли современники Кишинёв, была пропитана свободолюбивыми идеями. На глазах Пушкина вершились судьбы стран и близких ему людей: крах греческого национально-освободительного движения, разгром кишинёвской управы декабристов, ликвидация масонской ложи, арест друзей — всё это на фоне выступлений народных мстителей — гайдуков. Поэт был не просто очевидцем, но участником и летописцем этих событий. Три года бессарабской ссылки оказались плодотворным периодом его творчества.
Исследователи насчитывают более 220 сочинений, написанных, начатых и задуманных поэтом в Кишинёве, в их числе: «Чёрная шаль», «Узник», «К Овидию», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», а также шестнадцать первых строф романа «Евгений Онегин». В Молдавии Пушкин с интересом изучал местную культуру, обычаи, традиции и даже молдавский язык. В этом ему помогали писатели К. Стамати, К. Негруци, А. Донич.
Пушкину очень нравились красивые мелодии народных песен и зажигательные молдавские танцы. Молодого столичного поэта приглашали в гости все известные в то время семьи. Он бывал на приемах и балах в домах у знатных кишинёвцев: Тудора Крупенского, Ивана Прункула, Петраки Маврогени, Иордаке Варфоломея, многих своих кишинёвских знакомых.
Молдавский народ бережно хранит память о великом поэте. 24 мая 1885 г. в Кишинёве, в Городском саду, где любил прогуливаться Пушкин, на средства горожан был установлен памятник поэту. Деньги собирали всем миром, но их не хватило, чтобы отлить скульптуру во весь рост, точно такую же, как в Москве. Но кишинёвцы были рады и бюсту работы скульптора А. Опекушина.
К счастью, время сохранило для потомков несколько архитектурных раритетов. Один из самых ценных — скромный домик по бывшей ул. Антоновской, 19 (ул. Антон Панн, 19) — первый кишинёвский адрес поэта. Из десятков пушкинских домов в настоящее время сохранились только два — квартира в Санкт-Петербурге на Набережной Мойки, 12 и кишинёвский домик купца Наумова. С 1948 г. в этом историческом здании был открыт музей, а с 1987 г. в нем размещена мемориально-бытовая экспозиция, рассказывающая о первых месяцах пребывания
А. С. Пушкина в Бессарабии.
Всегда рады посетителям и в филиале кишинёвского Дома-музея А. С. Пушкина в селе Долна, в бывшей усадьбе семьи Ралли. По преданию, именно здесь, в Долне, поэт познакомился с цыганским табором и влюбился в красавицу-цыганку Земфиру. Пушкин долго находился под впечатлением от вести, что девушку убил ревнивый жених. В результате родился очередной его шедевр — знаменитая поэма «Цыганы». Рядом с усадьбой Ралли находится памятник молодому Пушкину, а неподалеку в лесу — родник и поляна Земфиры, где можно насладиться тишиной и послушать пение птиц.
Молдавия оставила глубокий след в памяти великого поэта. Яркие местные образы и темы бередили творческое воображение Пушкина и заставляли его вновь и вновь обращаться к ним в своих стихах. Многие произведения, связанные с Молдавией, были написаны им уже после отъезда из Кишинёва. В письме к брату от 25 августа 1823 г. Пушкин признается в любви к нашему краю и городу: «Я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу, — я оставил мою Молдавию и явился в Европу…да новая печаль мне сжала грудь — мне стало жаль покинутых цепей. Приехал в Кишинёв на несколько дней, провел их неизъяснимо элегически — и, выехав оттуда навсегда, — о Кишинёве я вздохнул».
bibliotecamironcostin. wordpress.com
скачать dle 10.6фильмы бесплатно