В преддверии водной катастрофы
РУС. MOLD.
» » В преддверии водной катастрофы

В преддверии водной катастрофы

21-06-2016, 10:00
Просмотров: 2 418
  
Версия для печати   
В преддверии водной катастрофыТакой гидрологической засухи в Молдове, как в этом году, не было уже более 50 лет

 

Когда на Молдову обрушились ливни, которые нанесли ущерб фермерским и крестьянским хозяйствам, люди старались найти в этом хоть какой-то положительный аспект — небесная вода пополнит, мол, воды обмельчавшего Днестра. Но их надежды не оправдались. Воды в стратегически важной для нас реке по-прежнему не хватает. Эксперты называют множество факторов, приведших к гидрологической засухе, и один из них — молдавский менталитет.

 

Водный баланс международного уровня

 

На прошлой неделе минимальный уровень в Днестре снизился до 8 метров, а средний уровень не дотягивает до отметки девяти метров с прошлого лета. Для нормальной работы насосной станции в зоне ковша водозабора уровень должен составлять не менее 9,1 метра. То есть уже год, как столица находится на грани отключения воды. Экологи давно бьют тревогу, говоря о серьезности проблемы. Но у нас в стране почему-то политики к экологам относятся несерьезно и к их мнению прислушиваются в последнюю очередь. Только представьте, что будет, если столица хотя бы на день останется без воды? А на неделю? Кишинев, благодаря столичному мэру, и так дурно попахивает, а без воды он очень быстро превратится в самый смрадный город мира. Кстати, кишиневский мэр должен стоять в первых рядах размахивающих флагами в защиту Днестра. Но, как видно, от этой проблемы он полностью абстрагировался.

 

Сейчас люди, управляющие странами, в том числе Молдовой и Украиной, должны правильно определить приоритеты. На первый план должны выступить сохранение природы и здоровье человека, а энергетика с ее доходами могут немного подождать.


Как поясняют специалисты Центра гидрологических прогнозов, гидрологическая засуха в значительной мере вызвана сокращением объема сброса на крупнейшей в мире гидроаккумуляционной электростанции в Новоднестровске. То есть к нам поступает всего 120–130 кубических метров в секунду, а это лишь треть от необходимого. Новоднестровская гидроаккумулирующая станция потребляет большие объемы воды, и в прилегающих водохранилищах этой воды в избытке. Делается это для того, чтобы ГАЭС работала в стандартном режиме.

 

Работники Apă-canal признают, что если водозабор прекратится, столица останется без воды. И это может случиться в любой день.

 

В одной из телепередач глава Лаборатории гидробиологии и экотоксиологии Института зоологии АНРМ Елена Зубкова обратила внимание, что на территории Украины не прекращается строительство мини-станций на притоках Днестра, что также сокращает уровень воды в стратегической реке. В любом случае вопрос гидрологической засухи Днестра необходимо решать на правительственном уровне, в рамках межгосударственной комиссии.

 

Необходимо, чтобы украинская сторона одобрила Соглашение по бассейну Днестра. Чтобы, наконец, к трансграничным рекам, в том числе и к Днестру, был выработан нормальный экологический подход в соответствии с Европейской конвенцией. Чтобы спасти Днестр, нужно бить в тревожные колокола, чтобы их услышали на всех уровнях. Потому что, как мы видим, малые реки Молдовы после дождей немного ожили, сейчас их наполненность в среднем составляет 60–70 процентов. К примеру, река Бык была наполнена на 8–10 процентов, после дождей наполняемость достигает 40 процентов, но если лето будет засушливым, уровень малых рек опять упадет. Днестр же как был на мели, так и остался.

 

Озёра личного пользования


Днестровская гидроаккумулирующая станция — это только часть проблемы. По мнению Елены Зубковой, нам всем нужно пересмотреть психологию использования водных ресурсов.

 

Мы загрязняем и заиливаем малые реки, которые превращаются в еле заметные ручейки или вообще исчезают. За ними нет ухода, их никто не очищает. Напротив, берега рек превращаются в мусорные свалки. Некоторые фермеры умудряются направить речушки в свой огород или прорыть канал и сделать запруду для личных нужд. С берегов исчезают деревья — важнейшая часть экосистемы.

 

В общем, уничтожение водного мира Молдовы ведется ударными темпами, но политики почему-то на все это закрывают глаза. У них другие проблемы. За состояние малых рек Молдовы никто не несет ответственности. Никто ни за что не отвечает, никто ни перед кем не отчитывается. У нас вообще нет учета запасов воды. Мало того — у нас практически не осталось специалистов, которые могли бы грамотно создать такой регистр.

 

Крах заповедной зоны

 

Неспециалисту понятно, что при нехватке воды Молдова столкнется с социально-экономической катастрофой. Вместе с тем экологическая катастрофа уже наступила. От Наславчи до Сорок в Днестре практически не осталось рыбы — такого еще никогда не было. Меняется вся уникальная экологическая система. Воды Днестра уже не настолько быстры, исчезли природные фильтраторы, поэтому не происходит естественного самоочищения. Жители Сорокского района утверждают, что на Днестре есть места, где реку можно перейти вброд.

 

Так-то. Мы долго пользуемся благами природы, ничего не отдавая взамен. А безвозмездно, как известно, ничего не дается.

 

Эксклюзивный комментарий

 

Юрий Онофрийчукпримар города Вадул-луй-Водэ:

 

«Ни прошедшие ранее ливни, ни дожди, которые шли на этой неделе, положительно на уровень Днестра не повлияли. Уровень как составлял 8,5 метров, так и остается, даже еще уменьшается. То есть находится ниже уровня критической отметки. В основном это происходит по вине Новоднестровской ГАЭС, которая начала применять новые технологии по выработке электроэнергии, и эту проблему нужно решать на межгосударственном уровне.

 

Обмеление Днестра наносит непоправимый ущерб уникальной днестровской фауне и флоре. Из-за падения уровня воды на обмеленных участках появляется растительность, характерная для озер и болот. Исчезают представители животного мира, которые живут на берегах.

 

На данном этапе речь об экономическом ущербе для экономических агентов, работающих в вадул-луй-водской зоне, не идет. Пляж работает, на базах есть отдыхающие. Однако может случиться, что свою деятельность могут на неопределенный срок приостановить экономические агенты, чья деятельность связана с рекой. Это организаторы водных круизов на теплоходах и катерах, устроители других развлекательных мероприятий. Но нам, в том числе и столице, грозит другая опасность — если насосные станции остановятся, мы все останемся без воды. Это будет настоящая катастрофа, в том числе и экономическая.

 

Природозащитные мероприятия можно проводить при большой или очень малой воде. Но в любом случае их можно проводить только в комплексе, по всему руслу, на республиканском уровне и при наличии общенациональной программы. Об этом изредка говорят в правительстве, но все это лишь общие слова, и я сомневаюсь, что в нынешней ситуации кто-то способен разработать, а тем более внедрить подобную программу.

 

Центральные власти могли хотя бы дать возможность работать местным властям, проводить какие-то защитные мероприятия на местном уровне. У нас есть заиленные, забитые песком и гравием участки, можно было заняться их очисткой. Но местные органы управления не имеют на это права, у нас нет никаких полномочий в этой части. Мы можем принимать участие в защитных мероприятиях, но только если нам позволит Министерство экологии, в чьем ведении находятся все водоемы республики. А оно бездействует».
 
Наталья Устюгова
 
скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Рейтинг статьи: