3 декабря — Международный день инвалидов
Молдавским инвалидам не повезло как минимум дважды. Во-первых, они в силу разных причин оказались ограниченными в своих возможностях. Во-вторых, сегодня они живут в стране с очень низким уровнем социальной защиты.
Генеральная ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Днем инвалидов в 1992 году с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью как в общественные структуры, так и процессы развития. Цель благородная и вполне выполнимая, только, увы, не в нынешней Молдове.
Идеальная страна
В Германии (и не только) существует формулировка, согласно которой инвалидом признается тот, чье физическое, умственное или психическое состояние здоровья отличается от нормы в течение хотя бы шести месяцев, что препятствует его возможностям в полной мере участвовать в жизни общества. Ни добавить, ни убавить.
Согласно мировой статистике, на планете насчитывается более миллиарда человек, которым присвоена какая-либо группа инвалидности. Это около 15 процентов населения планеты. Аналогичные исследования проводила ВОЗ в 70-е годы. Тогда инвалидов было не более 10 процентов. То есть людей с ограниченными возможностями становится больше.
В Молдове около 180 тысяч инвалидов разных категорий, что оставляет около 5 процентов от общего числа населения. Получается, что Молдова — чуть ли не образцовая страна. Ведь людей с ограниченными возможностями у нас в три раза меньше.
Но дело в том, что в Молдове группу инвалидности получить не так-то просто. Люди, которым она положена, добиваются ее годами. Зато в социальных сетях можно найти много жалоб на то, что за взятки можно получить «фальшивую» инвалидность или инвалидность со статусом «инвалид с детства». Это раз.
Второе. В нашей стране, где особенно в последние годы постоянно внедряются какие-то реформы, люди боятся, что, оформив инвалидность, они не смогут устроиться на работу. То есть им придется выбирать — или работа, или пособие. На пособие, как известно, не проживешь. Согласно статистике, в Молдове работают лишь около 13 процентов инвалидов, около 60 процентов не трудоустраиваются, боясь потерять инвалидность. Ведь у нас как считают: можешь работать — не сиди на шее у государства. Но вспомним, что в советское время для таких людей создавали специальные предприятия, давали работу на дому.
Работа для инвалида
Вместе с тем две трети инвалидов, при условии сохранения пособия, готовы работать, но власть эту работу предоставить не может, да и не хочет. В Молдове и здоровому человеку найти работу сложно, куда уж там инвалиду.
В Европе, на которую так вожделенно заглядываются молдавские властные чиновники, случай каждого инвалида рассматривается индивидуально, чтобы определить для него наиболее подходящую профессию. Причем работа, которая нравится, является хорошим элементом реабилитации и адаптации к полноценной жизни в социуме.
Во многих странах работодатели заинтересованы в найме таких сотрудников, так как они получают дотации от государства. К примеру, в Гейдельберге создан центр, в котором основам программирования, радиотехники и электроники обучается больше 800 человек. Трудо-устройство инвалидов контролируется властями Великобритании, где работодатель просто обязан взять на работу инвалида и обеспечить его благоприятными условиями труда, специализированным обучением, повышением квалификации и карьерным ростом. Специальные квоты на рабочие места для инвалидов действуют во Франции.
Нет работы — нет пенсии
Свое особое отношение к инвалидам показала молдавская власть, узурпированная Демократической партией, приняв закон о пенсионной реформе. Согласно новым правилам, инвалиды в возрасте до 23 лет (за исключением инвалидов с детства) должны иметь не менее двух лет трудового стажа. Лица в возрасте 23–29 лет должны подтвердить трудовой стаж в четыре года, в возрасте 29–33 лет — семь лет, 33–37 лет — стаж в десять лет, 37–41 года — 13 лет. Если лицу более 41 года, пенсия по инвалидности предоставляется при наличии не менее 15 лет страхового стажа. До этого трудовой стаж варьировал в зависимости от возраста от 1 до 5 лет.
От инвалидности никто не застрахован. Насколько бы мы ни были благоразумны, всегда актуальна воля случая. Иногда после аварии инвалидами становятся молодые люди в возрасте 20–23 лет, лицеисты или студенты. Откуда им взять 2 года трудового стажа? Почему об этом не подумали разработчики пенсионной реформы? И вообще никак не вписываются в пенсионную реформу наши гастарбайтеры. Если они вернутся на родину, получив увечье или болезнь, подразумевающую получение инвалидности, в Молдове им ничего не светит. Мудрые правительственные мужи могут сказать, надо, мол, было работать дома. А где?
Пенсионную реформу разработчики слизывали с литовского законодательства, но при этом не учли, что в Литве иная реальность. Пенсия для колясочника в Литве — до 260 евро, плюс 120 евро — социальное пособие. Каждый имеет право на однокомнатную квартиру на первом этаже. У них есть возможность купить машину и переоборудовать ее за счет государства. А самое главное, у них есть возможность найти работу.
Статистика без оптимизма
Ассоциация Keystone Moldova провела опрос среди людей с ограниченными возможностями. Более половины опрошенных заявили, что живут гораздо хуже, чем в 2010 году. Доля лиц с ограниченными возможностями, чьи доходы не покрывают даже самых необходимых нужд, вдвое больше, чем в категории здоровых. Лишь около 10 процентов могут себе позволить поменять что-то из старой мебели или бытовых приборов. Две трети выживают при помощи семей. Но сложнее всего той трети инвалидов, которым никто не помогает, и они чудом выживают на мизерные пособия. Более половины инвалидов, способных передвигаться, ходят в магазин один раз в неделю.
По данным Национальной кассы социального страхования, на 1 ноября 2017 года пенсии по ограниченным возможностям в размере 1121 лея получает около 130 тысяч человек. Государственные социальные пособия в размере 197 леев получают 9028 лиц с ограниченными возможностями. Лица с ограниченными возможностями с детства получают 543 лея, таких около 27 тысяч человек. Дети с ограниченными возможностями — 563 лея, это 11692 получателя.
Наталья Лужинаскачать dle 10.6фильмы бесплатно