Коррумпирование парламента стало одним из краеугольных камней, на которых держится нынешняя власть
«Прогресс» в этом деле виден невооруженным глазом: получив в парламенте нынешнего созыва 19 мандатов в 2014 году, Демпартия сегодня превратилась в крупнейшую парламентскую фракцию и создала «парламентское большинство», присоединив фракции-сателлиты и «независимых» подголосков.
Всего же в течение этого созыва политическим туризмом занималось 38 молдавских депутатов. Своеобразный рекорд на чемпионате мира среди парламентов.
Подобное стало возможным лишь благодаря невысоким моральным качествам и беспринципности многих парламентариев. Ну а уж коли есть товар, обязательно найдется и купец. И он нашелся.
Партия коммунистов не раз предлагала парламенту принять декларацию об осуждении фактов политической коррупции и предательства интересов избирателей, но всякий раз «переформатированный парламент» попытку проваливал. Потому как на воре шапка горит, рука руку моет и ворон ворону глаз не выклюет. В результате высший законодательный орган Молдовы представляет не граждан, а бригаду воров, которая купила все, что продавалось, а то, что нельзя было купить, получила путем шантажа или мошенничества.
* * *
Первая закупка, как вы помните, произошла на излете 2015 года, когда 14 депутатов-иудушек дружно покинули фракцию ПКРМ и образовали аморфную социал-демократическую платформу «За Молдову». Первую встречу участники означенного блока провели не с кем иным, как с тогдашним вице-председателем ДПМ Владимиром Плахотнюком. Возможно, для получения «зарплаты» в размере тридцати сребреников.
Поскольку закупка была оптовой, покупатель не слишком потратился. Поговаривают о сумме в пять миллионов евро, причем распределились они неравномерно — одним досталось побольше, другим поменьше.
Признаться прилюдно в собственной подлости и алчности было неловко, и посему перебежчики с оскорбленным видом седоусого служаки, облыжно обвиненного в том, что он злодейски украл и пропил полковое знамя, пытались выдать свое неблаговидное деяние чуть ли не за подвиг. Из их уст полились басни о том, что денег за предательство они, мол, не брали, а вышли из фракции ПКРМ по каким-то высокоидейным убеждениям.
На деле не было ни убеждений, ни ценностей, ни принципов. Был товар — пучок предателей в количестве 14 штук по оптовой цене.
К тому же легенду о собственном бескорыстии подмочили сами «ушельцы», помчавшиеся, словно скипидарные, тратить полученное — кто на дом, кто на квартиру, кто на дорогое авто. Что не осталось незамеченным обществом. Тут уж ничего не поделаешь: люди, которые в одночасье разбогатели и которых принято называть иноземным словечком «нувориши», любят демонстрировать свое богатство.
Да и собственные отпрыски подвели. Британский портал Mail Online News опубликовал обогнувшие Молдову вширь и вкось фотографии Маргариты — дочери депутата Виолетты Ивановой, возглавлявшей «ушельцев», где она хвастает своим богатым образом жизни. «Откуда деньги на «ягуар», «порше» и эксклюзивные вещи при совокупном доходе семьи Ивановых 7400 евро в год?» — недоумевает портал.
Дочка другого предателя — Анатолия Загородного — тоже выложила в Интернет фотки своей роскошной жизни. И даже раньше Маргариты Ивановой. Правда, потом поспешно удалила, видимо, получив нагоняй от отца.
Приобретение Плахотнюка рьяно взялось за дело. Для начала перебежчики заявили, что уже не считают Республику Молдову захваченным государством. И ни один из них не проголосовал за включение в повестку пленарного заседания проекта декларации парламента о признании Молдовы таковым.
Тут после отставки правительства Валерия Стрельца как раз возник очередной парламентский кризис. Представители проевропейского альянса, участвуя в переговорах по назначению нового кандидата в премьеры, умудрились возвести конфликтную ситуацию в степень критической.
В результате президент Николай Тимофти 21 декабря 2015 года сам выдвинул кандидата на должность главы кабмина. Им стал печально известный «галошный» премьер Ион Стурза.
Депутаты-предатели молниеносно подали ходатайство в Конституционный суд с просьбой об отмене президентского указа. Еще бы! Ведь на кресло премьера нацелился Плахотнюк, решивший вернуться на политическую сцену и пообещавший обеспечить Молдове «шоковую терапию».
Суд ходатайство отклонил, но Стурзу все равно прокатили — «парламентское большинство», включая перебежчиков, попросту не явилось на заседание парламента, где должна была рассматриваться программа деятельности правительства. Нет кворума — нет и кабинета.
Правда, надежд Плахотнюка это не оправдало. Даже вечно согласный Николай Тимофти не решился назначить его премьером и отверг кандидатуру из-за подозрений в несоответствии «необходимым критериям неподкупности». В конце концов премьером назначили Павла Филипа.
А «ушельцы», выждав для приличия годик, влились в Демпартию. Виолетта Иванова — так та даже стала вице-председателем формирования. Аффилированные СМИ с гордостью отметили, что теперь ДПМ — самая большая фракция в парламенте.
С точки зрения влияния на какие-то процессы в законодательном органе это событие ничего не изменило. Никакой практической ценности, кроме комфорта этих 14 депутатов, не дало. (Информация к размышлению: в день «вливания» парламент посетил Плахотнюк. Да не один, а в сопровождении Константина Ботнаря, называемого «барсеткой ДПМ».) Демпартия и так располагала этими 14 голосами и могла ими распоряжаться по своему желанию.
* * *
Но голосов 14 предателей из фракции ПКРМ было мало. Поэтому надо было произвести дополнительные закупки. Взглянем на цифры.
По результатам выборов 30 ноября 2014 года ПСРМ получила 25 мест, ЛДПМ — 23, ПКРМ — 21, ДПМ — 19 и ЛП — 13. С тех пор численность фракций сильно изменилась.
Больше всех пострадала Либерал-демократическая партия, потеряв 18 из 23 мандатов. Это и понятно — ведь ее лидер угодил на нары, и крысы побежали с тонущего корабля. Согласно веб-сайту парламента, в ПСРМ сегодня 24 депутата, в ЛП осталось 9, в ПКРМ — 6, а в ЛДПМ — только 5 депутатов. Остальные 18 депутатов формально не связаны ни с какой партией. Но всегда готовы услужить «парламентскому большинству».
Зато фракцию ДПМ просто раздуло, как насосавшегося комара. К ним примкнули сбежавшие из других фракций Ангел Агаке, Ион Балан, Галина Балмош, Александр Банников, Юрие Киореску, Борис Головин, Анатолий Горилэ, Елена Гудумак, Владимир Хотиняну, Виолетта Иванова, Николай Журавски, Лидия Лупу, Корнелиу Михалаке, Виктор Мындру, Нае-Симеон Плешка, Петру Порческу, Артур Решетников, Серджиу Стати, Петр Штирбате, Владимир Витюк, Игорь Время, Анатолие Загородный.
Тенденция продолжает сохраняться. Например, Сергей Чауш, придя в парламент по спискам ЛДПМ на место Юрие Лянкэ, назначенного вице-премьером по европейской интеграции, заявил, что хочет стать независимым депутатом (видимо, не решился переехать в Демпартию прямым рейсом). То же после сложения мандата депутата Оксаны Доменти (ПКРМ) сделала следующий по списку кандидат Алена Бабюк. Хотя еще в 2015 году была исключена из рядов Партии коммунистов Республики Молдова. За нарушение партийной дисциплины и развал работы в Бричанском РК. Но таковы гримасы нашего законодательства, которое правящая власть менять и не подумает — уж слишком оно выгодно для нее.
* * *
Об изменении законодательства говорит и председатель ПКРМ Владимир Воронин, который считает, что только так можно избежать случаев политической коррупции. «Тех, кто покидает партию, нужно лишать мандата. Мандат должен принадлежать партии, а не человеку. Партии борются за депутатские мандаты в ходе избирательной кампании. Если бы это положение действовало, не случилось бы то, что случилось», — убежден лидер коммунистов.
И в самом деле: никто персонально за Анатолия Загородного и Виолетту Иванову не голосовал, люди голосовали за политформирование. После выборов 2014 года все надеялись, что представители народовластия засучив рукава будут заниматься решением основных социально-экономических проблем. Но сегодняшний парламент стал акционерным обществом закрытого типа. Где деятельность лидеров партий, фракций и их приближенных сводится к распределению ключевых экономических сфер и дележке портфелей.
Политические игроки, неоднократно пытаясь переписать Конституцию, превратили ее в футбольный мяч, пиная Основной закон в нужную для себя сторону. И это опасная политическая игра.
Дмитрий Крымовскачать dle 10.6фильмы бесплатно