Заявление Центрального комитета Партии коммунистов Республики Молдова по поводу 25-летия начала вооружённого конфликта на Днестре
25 лет прошло с той трагичной даты, когда противостояние в Республике Молдова перешло в вооруженную фазу, а по сути — в братоубийственную гражданскую войну, в которой не было, да и не могло быть победителей. Проиграли мы все, проиграли рядовые граждане с обоих берегов Днестра, проиграла Республика Молдова, заплатившая четверть века назад страшную цену за это безумие — цену сотен человеческих жизней, территориального раскола, политической обособленности, общественного разобщения, отказа от ясной государственной перспективы.
Каких только версий мы не услышали за это время! Некоторые из них удивительно живучи и тиражируются раз за разом. Так, определенной части кишиневского политического класса чрезвычайно удобно объяснять произошедшее в 1992 году внешней военной агрессией. Вот и сейчас, накануне 25-летия начала войны в Молдове, группа правых политиков воспроизвела именно эту версию. Характерно, что в этой группе был замечен человек, имеющий к тем трагическим событиям непосредственное отношение, — Оазу Нантой на момент начала боевых действий был главным политическим советником тогдашнего президента Мирчи Снегура. На протяжении всех этих лет в том числе и его агрессивная риторика создает крайне негативный информационный фон, осложняющий процесс реинтеграции Республики Молдова.
Мы, коммунисты, задаемся вопросом: а может, хватит искать виновных за рубежами Молдовы? Может, стоит наконец-то спросить и с себя? Может, стоит признаться в том, что и сама приднестровская война, и все ее драматические последствия для населения и государства стали итогом разгула национализма и унионизма, которые бушевали тогда в Кишиневе?
Декларация о независимости фиксировала временный характер молдавского государства и открывала юридическую возможность для быстрого объединения с Румынией. По митинговой логике, которой руководствовались тогда и представители высшего руководства страны, безжалостной ампутации подлежало все, что мешало реализации этой «исторической цели», — от русскоязычных граждан, которым предлагали паковать чемоданы и убираться, до территории левобережья, которая входила в состав «Великой Румынии» непозволительно мало времени — с 1941 по 1944 год. Не оттого ли основные боевые действия той войны разворачивались в единственном правобережном городе, который вошел в состав непризнанного Приднестровья? В Бендерах.
По этой же агрессивной логике руководство страны отказалось использовать имевшиеся возможности для диалога с Тирасполем, включая такую уникальную площадку, как Верховный Совет, в котором присутствовали и депутаты из Приднестровья. Подвергшиеся издевательствам и побоям со стороны разъяренной толпы, митинговавшей у стен первого молдавского парламента, они покинули Кишинев. Самоустранение от переговоров, от поиска возможностей для урегулирования конфликта в начальной фазе в конечном счете и привело к войне. Войне, в которой не участвовали ни развязавшие ее политики, ни многочисленные подстрекатели. Не оттого ли потом они отвернулись от полицейских, простых крестьян, мобилизованных для участия в боевых действиях?
Как ужасно, что 25 лет назад случился этот конфликт. Как хорошо, что уже менее чем через четыре месяца мы будем отмечать 25-летие со дня его завершения.
Многонациональный молдавский народ, живущий по обе стороны от Днестра, подтвердил реноме миролюбивого народа, которому чужда любая, особенно братоубийственная, война. И сегодня мы можем констатировать: между простыми людьми не осталось вражды. Ее могут провоцировать только кишиневские и тираспольские политики и только для решения своих мелких политических задач.
В день начала вооруженных действий на Днестре, мы призываем всех к миру, к продолжению поиска путей для окончательного преодоления страшных последствий событий, случившихся 25 лет назад. Ради восстановления нашего единства, ради будущего Республики Молдова!
Пресс-служба ПКРМскачать dle 10.6фильмы бесплатно