Куда вывозит Молдову кривая евроинтеграции?
Единая Европа, государство без границ — идеальная мечта многих философов, общественных деятелей, политиков и просто обычных граждан. Частично она воплотилась на стыке XX и XXI веков.
Сегодня Западная и Центральная Европа — самое интегрированное пространство в мире. Это не всегда было так на континенте, «подарившем» миру наибольшее количество войн, в том числе обе мировые.
Начиная с 50-х гг. прошлого века постепенно, шаг за шагом западноевропейские державы стали проводить политику сближения и объединения. Сначала на экономической основе, создав Объединение угля и стали, а также Евратом, упростив таможенный контроль и организовав единую таможенную зону для свободного перемещения внутри нее как людей, так и продукции, капитала и т. д. А в 1992 году юридически оформился Евросоюз, состав которого за прошедшие десятилетия увеличился в разы.
Заходите к нам на огонёк
Развал Советского Союза, разрушение европейского социалистического организма, естественно, было как нельзя на руку всему Западу. Восточная Европа и страны, вылупившиеся из бывших республик СССР, оказались в состоянии социально-политического и экономического кризиса и стали искать поддержку в Евросоюзе.
В бочку европейского меда пролилась немалая ложка дегтя. Если до этого момента единое европейское сообщество представляло собой примерно одинаково развитый экономический организм, то страны бывшего соцлагеря в этом плане сильно отставали от западных соседей. Потому дальнейшие этапы европейской интеграции были обусловлены нелегким выбором: принять эти страны в состав ЕС, понимая, что западные державы в их лице берут на себя достаточно объемный балласт, или же отказать во вступлении. Но тогда сохранялась потенциальная угроза: рано или поздно Россия вновь займет утраченные позиции сверхдержавы. И Восточная Европа опять окажется в геополитической орбите влияния Москвы. Потому Брюссель и Вашингтон широко распахнули ворота Евросоюза и НАТО, гостеприимно принимая в их состав не только бывшие соцстраны, но и три прибалтийских государства.
Увеличение количества не значит повышение качества. Расширив географические рамки организации и сферу влияния, ЕС в то же время получил немалое количество слабых «братьев меньших», а на западноевропейскую экономику легла нешуточная нагрузка. Да и о конкуренции с США забывать тоже не стоило, Америка повсюду преследовала свои интересы, хоть и «дружила» с Евросоюзом.
Пищи, но беги
Новые витки экономического кризиса, сотрясая Европу, представляют серьезную угрозу существованию ЕС. Греция, Португалия, Испания, Ирландия тянут общеевропейский экономический корабль на дно. Да и у самих «отцов-основателей» ЕС далеко не все гладко, кризис — он кризис и есть. Финансировать кризисные страны за счет собственных налогоплательщиков — слишком дорогое удовольствие даже для основных доноров еврозоны. Но очередной парадокс: возможности избавиться от стран-балластов отсутствуют. Законодательные акты для принятия в Евросоюз, еврозону разработаны, а вот правила выхода из них — нет.
В настоящее время Евросоюз стоит на распутье — нельзя отпустить слабые страны под влияние Москвы, но и содержать их крайне невыгодно. Однако, по всей видимости, придется: человеческие и политические амбиции всегда обходились дорого...
Евроинтеграция по-молдавски
Трубные и бестолковые призывы к евроинтеграции зазвучали у нас в стране, когда те, кому досталась власть в результате переворота 7 апреля 2009 года, увидели, что загнали Молдову в экономический и социальный тупик и справиться с ситуацией не могут и не умеют. Вместо того чтобы бороться с коррупцией, молдавские «вожди» боролись друг с другом и обостряли хроническую нестабильность в стране. Не только портфели министров были поделены между членами коалиции, но и целые министерства, и их доходы были так же разделены.
С тех пор эти призывы звучат все громче и чаще, ибо, по сути, в стране ничего не изменилось. Апогеем стала инициатива Демократической партии внести в Конституцию страны положение о европейской интеграции как стратегической ориентации Республики Молдова.
Инициатива вызвала противостояние в обществе, вынужденном делать выбор между европейским и евразийским векторами развития. Что, собственно, и требовалось. Пока у холопов трещат чубы во взаимной потасовке, молдавские паны могут чувствовать себя относительно спокойно.
Оно нам надо?
Давно сложилось мнение, что Евросоюз — это организация по обеспечению экономики Германии. Немцы производят — все остальные покупают. Выгода для Молдовы стать частью ЕС — небольшая, нашу продукцию там никто не ждет.
Приоритетная для нас аграрная сфера вовсе не приоритетна в ЕС, где есть квоты на сельхозпродукцию, четко распределенные по странам — членам структуры. Более значимые в рамках ЕС страны получают большую квоту, менее значимые — меньшую. Помидоры, например, в Европе только испанские — молдавским томатам просто не дадут хода.
Да, страна, вступающая в ЕС, имеет на первое время льготы, но когда их срок проходит, то нужно чем-то платить за дотации.
Так что у Молдовы есть шанс стать членом Евросоюза только в том случае, если ЕС найдет способ поставить Молдову в более зависимое положение, нежели то, в котором она пребывает сейчас.
* * *
Со временем евроэнтузиазма в странах Восточной Европы поубавилось. Часть населения считает ЕС бесполезной и дорогостоящей надстройкой над их странами. Нарастает вал публикаций о брюссельской бюрократии — самой быстро растущей, самой высокооплачиваемой и, пожалуй, самой расточительной на планете.
Так куда же ведут нас доморощенные евроинтеграторы?
Евгений Таманцевскачать dle 10.6фильмы бесплатно