Майя Санду и Андрей Нэстасе ратуют за назначение генеральным прокурором Молдовы иностранца
Позиции лидеров ACUM несколько разнятся, но несущественно. Нэстасе подходит любой иностранец — с условием предоставления тому молдавского гражданства. Он обратился к занимающему должность президента Игорю Додону с просьбой предоставить гражданство Молдовы потенциальному кандидату. Додон, правда, отказал. Возможно, опасается, что «внешний» прокурор круто возьмется за додоновское «внешнее финансирование».
Майя Санду рассчитывает на лиц с гражданством Республики Молдова, работающих за рубежом. Мол, даже в Соединенных Штатах есть федеральные прокуроры, которые имеют гражданство РМ.
Вот только слабо верится, что федеральный прокурор США враз бросит свое комфортное существование, немаленький оклад и переберется нафаршированную коррупцией маленькую балканскую страну.
Но Санду не унывает: «Мы знаем, что в Румынии есть граждане Республики Молдова, которые занимают должности прокурора». Вот тут-то мы добрались до сути. «Ползучая румынизация» продолжается, курс на ликвидацию нашего государства не сменен, и нужен не абы какой европейский прокурор, а непременно румынский.
Совместные заседания молдавского и румынского правительства проводятся еще со времен Филата (а Майя Санду — его прилежная ученица), предыдущий режим весьма любезно обхаживал европейского прокурора Марианну Александру, бывшего следователя румынского управления по борьбе с коррупцией (вот и первый кандидат нарисовался), большинство наших чиновников высшего звена и судей имеют румынское гражданство, а там уже и до аннексии остается один шаг.
У идеи назначения генеральным прокурором иностранца есть как сторонники, так и противники. Сторонники утверждают, что в Молдове слишком развито кумовство, нанашество и непотизм. Мало кто из местных способен хладнокровно упечь за решетку за воровство из бюджета своего фина, кума или нанаша лет на пятнадцать с конфискацией имущества. Что ж, в этом есть своя сермяжная правда.
С другой стороны, один в поле не воин. Прогнила вся система, и ее надо полностью менять. Тут никаких прокуроров не напасешься — хоть своих, хоть пришлых. И не стоит тешить себя мыслью, что импортный генпрокурор эдаким юридическим Зорро в одиночку расправится с коррупцией и несправедливостью.
Не говоря о том, что любому заезжему прокурору необходимо время, море времени, чтобы изучить законы Молдовы, кучу документов, инструкций и положений. А ждать мы не можем — генеральный прокурор в РМ должен был быть еще вчера, Иначе потом будет поздно. Некого будет ловить, некого сажать, ни одной краденой бануцы не найти, оставшееся госимущество перепродадут, конечные бенефициары разбегутся.
Генпрокурор-варяг — это косметический пшик. К тому же, помнится, был у нас импортированный «евроминистр» экономики — Стефан Кристоф Бриде. Самая загадочная и экзотичная фигура в правительстве Кирилла Габурича, аудиторское прошлое которого вызывало большие сомнения. Именно под его чутким присмотром в 2015 году украли 5,4 миллиарда леев в пользу банков Шора.
Так что надежды на то, что барин приедет, барин рассудит, беспочвенны. Хотя частично прижились в общественном мнении.
Проблема не в профессионализме прокуроров (профессионалов немало и в Молдове), а в таких качествах, как неподкупность и устойчивость к соблазнам, которые могут возникнуть при исполнении обязанностей.
Что касается Майи Санду и Андрея Нэстасе, думается, им не стоит ограничиваться поиском будущего генпрокурора лишь в США и Румынии. Надо расширить его ареал. Как там в киноклассике: «В какой палате у нас прокурор?»
Евгений Мариан
скачать dle 10.6фильмы бесплатно