Рассказывает ветеран ПКРМ Юрий Забунов
Как это происходило на Тракторном заводе — крупном машиностроительном предприятии с численностью работающих 5500 человек, из которых 650 были членами компартии.
Заводской партком был на правах райкома. Длительное время секретарем парткома избирали тов. Беганского Станислава Александровича. Беганский — человек неординарный: в юности был футболистом, играл в сборной юниоров за республику. После окончания вуза работал конструктором в конструкторском бюро по проектированию тракторов. Стал ведущим конструктором. Занимался изобретательством — удостоен звания заслуженного изобретателя Республики Молдова. Параллельно неоднократно избирался секретарем парткома завода.
А последним секретарем был человек другой, совсем не примечательный. На последнем собрании парткома завода было предложено всем сдать партбилеты и самораспуститься. Партбилеты, по-моему, никто не сдал.
Кто такой Воронин?
…Весь 93 год ходили слухи о том, что коммунистическая партия возродится, идет борьба против запрета партии. Коммунисты ищут друг друга. От заводских коммунистов в организационный комитет по возрождению компартии входил Станислав Александрович Беганский.
В начале возрождения коммунистической партии у некоторых из нас были надежды на бывших лидеров КПМ — Гроссу, Лучинского, Еремея, Гуцу. На заводе смотрели на бывшего последнего секретаря парткома завода, на передовиков производства, орденоносцев, делегатов последних съездов КПСС. Но напрасно. Появилось понятие «перевертыши».
Однажды Беганский принес листовку, в которой предлагалось создавать организационные структуры партии на местах и была названа кандидатура Владимира Воронина на пост председателя партии. Среди известных нам имен на тот момент имя Воронина мало кто знал из наших. Возникли вопросы: а кто такой Воронин? Почему он, а не кто-то другой, более известный нам? Кто-то вспомнил, что Владимир Воронин был министром МВД и отразил нападение радикалов на министерство. И еще о том, что один из нападавших, как оказалось, депутат, жаловался на заседании парламента, задирал рубаху и показывал синюю полосу на спине, требовал наказать Воронина. Мы все после такой информации задумались и заключили: вот такой нам и нужен, за таким можно идти.
Беганский удовлетворенно кивнул и сказал, что доложит на оргкомитете, что мы готовы образовать первичку.
Как образовалась парторганизация № 6
Осень 1994 года. Образовался Буюканский райком партии. Нас около 30 человек, все с Тракторного завода. Секретарь райкома Письмак Иван Васильевич — офицер в отставке, политработник. Помещения для райкома тогда еще не было. Мы пришли к нему на работу в Краеведческий музей, где он работал директором. Купили входные билеты, и Иван Васильевич провел экскурсию, заодно и побеседовали на партийную тему.
Иван Васильевич предложил собрать организационное собрание, образовать первичную организацию, выбрать секретаря. Сразу же заострил внимание на том, что это будет не заводская партийная организация, а территориальная парторганизация из заводчан. Мы решили, не откладывая дела в долгий ящик, провести организационное собрание прямо на улице, недалеко от Краеведческого музея.
Кого выбрать секретарем — не было вопросом. Конечно, Беганского. Но, поразмыслив, решили, что он будет слишком на виду на заводе и ему просто не дадут работать секретарем. Беганский предложил неожиданно мою кандидатуру, так как по служебным делам мне приходилось много передвигаться по заводу и это будет удобнее для партийной работы. Не успел я опомниться, как все проголосовали и меня выбрали.
Вдруг вижу, идет по тротуару знакомый, сокурсник. Поравнявшись с нами, он заметил меня и, смеясь, спросил в шутку: «У вас что, тут партийное собрание?» Ему серьезно ответили: «Да, проходи». Опешив, знакомый пошел дальше, все время оглядываясь. Так прошло первое собрание ПО № 6…
О первых коммунистах
Например, взять Станислава Беганского. Имел более сотни авторских свидетельств и патентов на изобретения. Вся интеллектуальная собственность завода была на его плечах. Больше никто там разобраться не мог. Мало того, Беганский заключил с заводом договор на использование его изобретений и полезных моделей, которые применялись в десятках тысяч ранее выпущенных тракторов. Если взять даже по 10 леев вознаграждения на трактор, то это уже получаются сотни тысяч леев вознаграждения, которые полагались Беганскому и которые завод к тому времени уже не состоянии был выплатить. Задерживались даже выплаты зарплат работающим. Любой вызов Беганского на ковер к начальству мог бы закончиться грозным вопросом Беганского: «Где мои деньги?», подкрепленным соответствующими судебными решениями. Беганский не боялся заводского начальства, начальство боялось Беганского.
Или взять другого нашего коммуниста, главного металлурга Анатолия Ивановича Калишенко. Калишенко — разносторонний специалист, выпускник Днепропетровского политехнического института с красным дипломом. Глубокий профильный специалист в металлургии и как хобби — радиоэлектроника. Насколько глубоко он разбирался в радиоэлектронике, говорил тот факт, что специалисты ремонтных телеателье на Буюканах его хорошо знали, иногда у него консультировались. Когда началось падение объемов производства и связанного с этим ухудшения экономических показателей, Анатолий Иванович придумал технические решения по изменению использования термического оборудования на заводе. Это дало огромный экономический эффект и позволило заводу свободнее вздохнуть. Анатолий Иванович оформил соответствующие рационализаторские предложения, и ему полагалось очень крупное вознаграждение, которое завод не мог выплатить, так как не было денег. Как физически таких людей можно уволить, если по закону при увольнении полагается выплатить все долги?
С Калишенко связан интересный эпизод. Шла очередная избирательная кампания 2001 года по выборам в парламент. На совещании секретарей Иван Васильевич Письмак дает мне письмо с адресом дома, который располагается на закрепленном за нашей первичкой избирательном участке. На письме виза Владимира Николаевича: «Иван Васильевич, примите меры». Житель этого адреса писал, что не может слушать предвыборную пропаганду Партии коммунистов, так как у него нет телевизора, и он просит Воронина купить ему телевизор.
Откровенно говоря, я возмутился такой наглости — мы сидим без зарплат, а ему купи телевизор. На нашем собрании рассказываю об этом и возмущаюсь. А Анатолий Иванович Калишенко вдруг говорит: «Подождите, каждая советская семья имела телевизор, иногда два. Давайте встретимся с этим человеком». Пошли мы, несколько человек, с письмом по этому адресу. За дверью мужской голос поинтересовался, зачем пришли. Отвечаем, что нас прислал Воронин насчет телевизора. Дверь открыл дедок, говорит, что это он написал письмо. Пригласил заходить.
Зашли, спросили, как он поживает. Дедок начал рассказывать про свою жизнь, и что у него есть два неработающих телевизора, один вообще сгоревший, но телемастер сказал, что дешевле купить новый, чем эти ремонтировать. Сняли телевизоры со шкафа на стол, и Александр Иванович начал с тестером колдовать над ними. Потом говорит, что из двух можно сделать один. Только надо забрать их к нему домой. Так и сделали. Мой товарищ, секретарь соседней первички Иван Урсу, помог отвезти на своей машине эти телевизоры к Анатолию Ивановичу. Через несколько дней из двух неработающих телевизоров Анатолий Иванович сделал один работающий. Привезли его обратно, включили — телевизор говорит и показывает отлично. Дед очень удивился и обрадовался, собрал всю семью, говорит, что не верил, что у него будет телевизор, а письмо написал от отчаяния. Говорит: «Я хочу вам помочь, как вы мне помогли. Пойду по квартирам в нашем и соседнем доме агитировать за коммунистов. Только научите меня, что говорить людям».
Мы подумали и сказали примерно так: «Просто возьмите ваше письмо, покажите его соседям и расскажите, как вы написали Воронину, как пришли коммунисты от него и помогли своими руками и головой, а не деньгами, которых у них нет. Если дать власть коммунистам, то они имеют программу, как с помощью рычагов государственной власти наладить жизнь всему народу, а не только отдельным людям».
Сыграл какую-то роль этот эпизод или нет, но тот участок был с хорошими показателями для ПКРМ на выборах.
Работа коммунистов среди людей
Основной работой было и остается донесение до других людей знаний и понимания, которые делают коммунистические убеждения убеждениями, а не слепой верой. Например, что «весь цивилизованный мир», о котором люди часто слышат (страны Большой семерки, «золотой миллиард»), составляет только 12 процентов населения земного шара. И он не может служить примером развития для других стран в силу чисто физических причин. Так как «цивилизованный мир» потребляет более 80 процентов мировых ресурсов планеты, для остальных стран просто не остается ресурсов для копирования цивилизации западного типа.
А вот коммунистический Китай, который, кстати, в полтора раза больше так называемого всего цивилизованного мира, показывает реально успешный путь развития и дает пример всем народам. Так что «европейский вектор» — это путь Молдовы в тупик, а не просто один из вариантов выбора, кому что нравится. Когда удается обратить внимание людей на такие вещи, они задумываются и начинают понимать коммунистов.
Или другой пример. Если спросить простого националиста, в каких условиях людям определенной национальности лучше жить и развиваться — в окружении дружественных национальностей или враждебных, — то он тоже начинает задумываться, кому нужна национальная рознь. Также надо сказать, что для поддержания постоянных контактов с людьми и распространения коммунистических убеждений очень большое значение имеет газета «Коммунист».
* * *
Конечно, старый опыт неприменим один к одному в наше время. Ушло старое поколение, пришло новое. Изменилось состояние общества. Нет больше крупных трудовых коллективов. Но что-то осталось незыблемым. Например, коренные интересы большинства народа — право на труд, на оплаченный отдых, на бесплатное медицинское обслуживание, на бесплатное образование, на обеспеченную старость.
В учебных заведениях молодежь давным-давно воспитывают в духе антикоммунизма. Коммунистическую пропаганду новое поколение, чаще всего, просто не хочет слышать. Вроде антикоммунизм победил. А что в результате? Практически все выпускники мечтают уехать из Молдовы навсегда, жить где угодно, только не в Молдове.
А те, кто учит? Время от времени пытаются притушить скандалы со взятками в вузах, с поборами в школах и дошкольных учреждениях. Чему эти педагоги могут научить? Коррупции и антикоммунизму. В итоге молодого специалиста нигде не ждут. Уровень и соответствие образования потребностям экономики такие, что компетентные международные организации рекомендуют закрывать учебные заведения. Да они и так сокращаются и закрываются. От школ до вузов. Это что, победа антикоммунизма? Нет. Эта система образования сама загибается. А каким бы «антикоммунистом» ни был простой человек, его коренные интересы остаются вполне коммунистическими.
Что надо делать коммунистам сейчас
Надо заботиться о самой партии. Совершенствовать разъяснительную работу в обществе. Надо выдвигать во власть людей знающих, убежденных и неуязвимых в борьбе с нынешней властью. Скоро время опять потребует коммунистов.
COMUNIST.MDскачать dle 10.6фильмы бесплатно