Владимир Воронин: Вот уже почти восемь лет Молдова всё больше разрушается. К сожалению, такова ситуация в моей стране
Председатель Партии коммунистов Республики Молдова Владимир Воронин, занимавший пост главы государства в течение двух мандатов — в период 2001–2009 годов, дал интервью журналисту Екатерине Коваль в рамках цикла передач Punţi către Europa.
— Господин президент, как Вы оцениваете исторический путь Республики Молдова с 1991 года и до наших дней? Где мы были и к чему пришли?
— Мы были цветущей республикой, страной, народ которой очень ценили на всем пространстве Советского Союза. Мы были страной с развитой наукой, здравоохранением, социальной сферой, с очень хорошо развитым территориальным обустройством. А сегодня мы откатились назад, к условиям, сравнимым с периодом до 28 июня 1940 года, когда мы были освобождены от румынской оккупации, продлившейся более 22 лет.
Об этом я говорю с очень большим сожалением, потому что те возможности и те преимущества, которые открылись после провозглашения независимости Республики Молдова, не только не были использованы на развитие Республики Молдова, на благо этого народа. Напротив, были использованы во вред. Соответствующие силы — националистические, унионистские, прорумынские силы — стремились изнутри продемонстрировать, что у Республики Молдова нет шансов и перспектив развиваться в качестве независимой и суверенной страны.
К сожалению, в значительной степени им это удалось в первые 10 лет, до 2001 года. С 2001 по 2009 год, когда мы, коммунисты, были во власти, мы остановили стагнацию, начали развитие. За восемь лет нашего правления мы повысили ВВП на 59 процентов. Мы решили множество проблем, касающихся развития страны, на внутреннем и внешнем направлениях. К сожалению, те силы, которые в свое время разрушили Советский Союз, и определенные внутренние силы объединились и организовали так называемое 7 апреля — государственный переворот.
И сейчас опять вот уже почти восемь лет Молдова с каждым днем всё больше разрушается. Из Молдовы бегут граждане, в Молдове ничего не развивается, умирает всё экономическое пространство, вместе с ним — и социальная сфера. К сожалению, такова ситуация в настоящее время в моей республике, моей стране, Республике Молдова.
— Можно считать естественным стремление страны равняться на государства, где главенствуют закон и забота о гражданах. Как содействовали Вы в период Ваших двух мандатов главы государства исполнению этого стремления, чем Вы гордитесь и о чем, возможно, сожалеете?
— Злободневных проблем в каждом государстве очень много. Высшее руководство каждой страны, по моему мнению, обязано выделить наиболее важные и первостепенные проблемы. Так поступали и мы. Мы увидели, что самое пристальное внимание необходимо уделять в первую очередь социальному развитию нашего государства, чтобы остановить экономическое падение. Из страны к тому времени выехали более 600 тыс. граждан. Мы создали условия для того, чтобы они вернулись на родину. Наши усилия были направлены и на улучшение демографической ситуации посредством принятия серьезных решений и реализации ряда проектов, касающихся повышения качества жизни граждан нашей страны — это очень важный показатель.
Мы создали более 400 тыс. новых рабочих мест. Мы увеличивали заработную плату, повышали пенсии. Пенсии мы повысили за восемь лет на 540 процентов. Зарплата, к примеру, в области медицины возросла в десять раз — на 1000 процентов. У педагогов — на 800 процентов. И так далее.
Газификацию страны, которая в 2001 году достигала лишь 7 процентов, мы довели до 93 процентов. Построили дороги, построили Джурджулештский порт, железнодорожные пути. Множество объектов экономического, социального назначения. В том числе, чтобы сплотить общество, мы пристальное внимание уделяли нашей вере, нашей Православной церкви. Было построено более 600 церквей, 27 монастырей.
И многое другое было сделано, что призвано улучшить повседневную жизнь человека. Мы приняли на себя это обязательство — сделать для людей всё, что в наших силах. В какой мере нам это удалось — об этом можно судить по тому факту, что граждане Республики Молдова трижды отдавали большинство голосов на парламентских выборах Партии коммунистов.
— Господин президент, почему страны, которые стартовали примерно в тех же условиях, что и Республика Молдова, — имеются в виду страны Балтии, Болгария, Румыния и другие — далеко ушли вперед в сравнении с нами? Что было у них, и чего не хватило нам?
— Именно по тем причинам, которые я указал ранее. Но не в последнюю очередь и из-за так называемого руководства, которое было у нас за все эти годы. Те, первые руководители страны — и президенты, и премьер-министры, и депутаты парламента — не исполнили честно свои обязательства перед страной. Они позволяли и позволяют и сейчас, к сожалению, очень много такого, что не ведет к развитию нашей страны. Их действия больше способствуют коррупции, реализации мафиозных и личных интересов.
Так было и тогда, в первые 10 лет независимости. Из-за этого у нас сразу после провозглашения независимости разгорелся конфликт в Приднестровье, и страна до сих пор остается разделенной. Из-за того, что была проведена необдуманно и неоправданно, только следуя чьим-то личным и групповым интересам, так называемая прихватизация за боны народного достояния, республика обнищала, было разграблено всё достояние.
Множество не только глупостей было сделано, но и преступлений. Страны, которые вы перечислили, я не говорю о Болгарии и Румынии, я говорю о бывших советских республиках, не совершали подобных глупостей. Им хватило здравого смысла и крепости характера, и политической воли, чтобы не совершать таких глупостей, а начать развивать свои государства, опираясь на ту основу, на тот базис, который был построен в советский период. Я повторю: мы обладали исключительным базисом. Даже лучше, чем в тех же странах Балтии. Но из-за глупости первых руководителей страны в первые 10 лет было уничтожено всё, украдено всё.
— Господин президент, сложилось ощущение, что власть больше беспокоится о том, как выглядит на внешней арене, чем перед собственными гражданами. Почему так происходит?
— Это не ощущения, а правда. Потому что там никто не знает, что они представляют из себя на самом деле. Никто там не знает, что они не обладают потенциалом. Никто там не в курсе о схемах, мошенничестве и махинациях, которыми они пользуются здесь. Никто не знает, что они вопиюще нарушают законы на каждом шагу, Конституцию страны.
— Где, с Вашей точки зрения, место Республики Молдова? И как она может занять его?
— Место Республики Молдова — среди европейских стран, в ряду развитых государств, где людям жить комфортно с любой точки зрения. Это должна быть удобная для проживания страна, чтобы граждане не покидали ее, чтобы любили свою родину, работали сообща и развивали страну. Таким должно быть место Республики Молдова, другого даже искать не нужно. Нам некуда вести Молдову, ведь это наша родная страна, где всё наше — история, народ, мы все. И мы должны жить здесь.
— Почему мы знаем, что нужно делать, но не делаем того, что нужно?
— Это не столько психологический момент, сколько материальный. Многие только и делают, что дают советы, выступают с предложениями, рекомендациями, несут всякий вздор.
Этот вздор имеет способность хорошо развиваться на уровне клинической ситуации во время предвыборных кампаний. Каких только обещаний не раздается в это время. Выборы закончились, все расселись по креслам, однако обещания все улетучиваются. И так в течение четырех лет. Потом обещания снова возникают, заводится та же самая шарманка.
Поэтому мы не должны стоять и показывать пальцем, что кому делать. Нам следует самим засучить рукава, не оставляя на завтра то, что можно сделать сегодня. Не ждать, что Запад нам поможет. Мы должны быть самостоятельными.
COMUNIST.MDскачать dle 10.6фильмы бесплатно