Правительство разработало план, как потратить деньги молдавских мигрантов
Каждый день Молдову покидает несколько десятков семей, которые уезжают на постоянное место жительство в другие, более привлекательные для жизни, страны. Не спешат возвращаться на родину и трудовые мигранты, потому что дома в плане работы их никто не ждёт.
К этому явлению уже все привыкли, уже никто не придает ему особого значения. Остановить миграцию пустой болтовней правительственных мужей невозможно. Для этого министерские чиновники и парламентские «патриоты» должны начать работать для страны и для людей.
Бег
Большая миграционная волна в Молдове пришлась на 2012 год. Тогда десятки тысяч людей, которые поняли, что от власти альянсов ничего хорошего ждать не стоит, покинули страну в поисках благополучия на чужих землях. Причем абсолютное большинство наших граждан неплохо устроились на чужбине. Практически все молдавские мигранты, точнее 97 процентов, находят себе работу.
По данным Национального бюро статистики, в 2016 году из Молдовы выехало на ПМЖ в другие страны 2507 человек. Но как показывает практика, когда речь касается миграции, официальные цифры у нас часто бывают заниженными. Ведь никто из наших граждан не отчитывается, куда, зачем и на сколько едет.
Однако следующей массовой волны уже просто быть не может по причине дефицита трудоспособного населения. Если бы она вдруг случилась, то в течение года уехали бы все. Остались бы только пенсионеры, да и то, в основном, одинокие.
А так — просачивается рабочая сила за границу стабильно и беспрерывно. Сколько нас на самом деле в Молдове, а сколько за границей, точно сказать невозможно, поскольку провальной переписи населения 2014 года доверять нет оснований. Эта перепись сравнима с трагикомедией с плохим концом.
Нет оснований полагаться и на статистику государственных регистрационных структур. Гражданин Молдовы может быть прописан у нас в стране, владеть каким-то имуществом и даже числиться на какой-то работе, а по факту уже много лет проживать в другом государстве. Двойное гражданство в Молдове никто не отменял.
Поэтому вопрос о том, сколько проживает наших граждан за границей на временной и постоянной основе, уже звучит как риторический. Тем не менее в очередной раз он был озвучен перед нелегитимными президентскими выборами. Ответ дало Министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдовы, обозначив официальную цифру в 805 509 человек, проживающих в 45 странах. Среди них лидируют Россия, Италия, США, Канада, Израиль. Данная цифра приближается к реальной, поскольку надо же было бюллетени печатать.
Мигранты помолодели
Если раньше люди уезжали за границу, чтобы просто заработать денег и потом вернуться обратно, то сейчас больше таких, кто уезжает с целью найти работу и там остаться. Если в 2009 году намерения вернуться на родину высказывали более 70 процентов, то уже к 2013 году такие намерения выражали менее 60 процентов мигрантов. Результаты социологического опроса «Барометр диаспоры», который был проведен в марте 2017 года, показывают, что более половины трудоустроенных за границей молдавских граждан не желают возвращаться домой. А точнее, 57 процентов считает, что им незачем возвращаться домой, и лишь 17 процентов хочет жить в Республике Молдова.
Изменился и возрастной состав мигрантов. По данным Кишиневского муниципального управления образования, молодежи и спорта за 2013 год, в 2006 и 2007 годах за границу уехали более 400 школьников. На следующий год страну вместе с родителями покинули уже 326 детей. С 2010 года эта цифра переваливает за тысячу. Рекордным стал упомянутый 2012 год: свыше двух тысяч уехавших детей, большинство из которых — школьники 11–16 лет.
Заметно выросло число студентов и выпускников вузов, безвозвратно уезжающих на учебу и работу. Исследования показывают, что возраст большинства мигрантов, живущих за границей в течение долгого времени, — от 30 до 44 лет, и эта категория составляет почти 40 процентов от общего числа эмигрантов.
Еще почти 30 процентов — это молодежь в возрасте 18–29 лет. Это и есть те самые студенты и выпускники, которые 7–8 лет назад не смогли найти себе достойную работу по специальности. К примеру, в 2010 году работу по профессии смогли найти лишь 22 процента выпускников. Четверть из них из-за низкой зарплаты оставили первое рабочее место, и почти 18 процентов уехали за рубеж. И данный процент с каждым годом увеличивается. За последние четыре года доля молодых людей, эмигрировавших в возрасте 18–29 лет, возросла более чем в два раза и достигла 66 процентов.
А возвращаться-то некуда…
Правительство Молдовы все-таки озаботилось демографической ситуацией в стране и непрекращающимися миграционными процессами, а результатом этой озабоченности стало утверждение Плана действий на 2017–2020 годы по реинтеграции возвращающихся из-за рубежа соотечественников.
Звучит прилично, однако по факту этот документ является недееспособным. И непонятно, как этот трехлетний план поможет вернуть молдавских мигрантов на родину. Хотя, как утверждают создатели правительственного документа, его цель — сократить отрицательные последствия миграции. Так возвращаем или поддерживаем? И кого поддерживаем?
Цитируем новостные порталы: «Прежде всего план предусматривает поддержку, а именно: диверсификацию мер и улучшение услуг по школьной (ре)интеграции, программы для молодежи и престарелых граждан, а также меры по трудоустройству».
О какой «школьной реинтеграции» может идти речь на фоне тотальной ликвидации школ? Даже если развить фантастическую идею о том, что наши соотечественники семьями начнут возвращаться в Молдову, где будут учиться их дети? В закрытых гимназиях и лицеях?
Как издевательство звучит и декларация о создании программ для пожилых людей. Это после пресловутой пенсионной реформы?
Интригующе и двояко звучит фраза «Другие действия будут нацелены на освещение доступа к финансам, реализации и диверсификации программ по привлечению денежных переводов в развитие национальной экономики». Это как понимать — власти будут предлагать, куда народу тратить денежные переводы, в какие сомнительные компании их вкладывать? Деньги, присылаемые в Молдову, по большей части тратятся на еду, коммунальные услуги, одежду, на образование. Если это подразумевается под развитием национальной экономики, тогда — да! Как говорят эксперты, денежные переводы — один из факторов, который поддерживает экономический рост (!) Молдовы на протяжении многих лет.
Правда в цифрах
Еще одна мера властей по сокращению отрицательных последствий миграции — это программа привлечения денежных переводов в экономику PARE 1+1, которая была предусмотрена для мигрантов, желающих открыть свой бизнес в Молдове. Собственно, идея эта далеко не нова, и она успешно работала в годы правления коммунистов, чего в данной ситуации и при нынешнем управлении государством быть не может.
О привлекательности инвестиционных программ, работавших в годы правления ПКРМ, говорил в своем докладе «О социально-экономической ситуации в стране и задачах ПКРМ по разъяснению населению пагубности курса нынешнего правительства» на пленуме ЦК ПКРМ секретарь ЦК ПКРМ по социально-экономическим вопросам Олег Рейдман.
В частности, он напомнил, что «только в 2008 году в экономику Молдовы было привлечено иностранных инвестиций на сумму 715 млн долларов, или 11,7 процента от ВВП. Этот показатель в 4,5 раза выше, чем в 2012 году (159 млн долларов, или 2,4 процента от ВВП), и в 3,5 раза выше, чем 2013 году (всего лишь 231 млн, или 2,9 процента от ВВП). А в 2016 году было привлечено в 9,6 раза меньше иностранных инвестиций, чем в 2008-м. Всего же за пятилетку правления коалиций с 2009 года объем иностранных инвестиций, которые они смогли привлечь в страну, был на 737 млн долларов меньше, чем за 5 лет, предшествующих 2009 году, когда у власти была ПКРМ».
Впрочем, о том, что Молдова стала непривлекательной для инвестиций, знают не только эксперты в экономике. Те предприниматели, которые вкладывают в бизнес деньги, идут на большой риск. Государство в лице демократов одной рукой дает субсидии, а другой забирает в разы больше.
Будут ли наши соотечественники, приютившиеся в других странах, вкладывать кровно заработанные деньги в страну, где процветает воровство и коррупция, где чуть ли не каждый день меняется законодательство, в том числе и налоговое? Зачем им страна с повышенным инвестиционным риском, даже если эта страна является их родиной?
Так что суть Плана действий на 2017–2020 годы по реинтеграции возвращающихся из-за рубежа соотечественников такова: пусть мигранты возвращаются домой и сами создают себе рабочие места. Правительство знает, как потратить их деньги. А те, кто решит вернуться домой с пустым кошельком, на работу с достойной зарплатой могут не надеяться.
Деньги и всё остальное
Безработица и низкий уровень зарплат — главный аргумент не в пользу Молдовы
В первую очередь граждане Молдовы едут за границу, чтобы заработать. Потом они начинают сравнивать Молдову с другими странами. И это сравнение явно не в пользу Молдовы.
Каждый раз, когда наши соотечественники, работающие за границей, приезжают на побывку в родные места, они узнают страшные новости о Молдове. Не верят в то, что можно так просто красть миллиарды и возлагать выплату украденного на плечи народа. Не могут понять, каким образом служители Фемиды оказываются на скамье подсудимых по обвинению в коррупции. Удивляются, что все коррупционеры в итоге избегают наказания. Не понимают, почему в богатой землями аграрной стране стоимость яблок приближается к стоимости апельсинов. Не могут взять в толк, зачем закрывают школы и медицинские учреждения.
И когда они все это узнают, возвращаться домой, в хаос, им очень не хочется. Не хочется снова погрязать в нищете и безысходности. Так что безработица и низкий уровень зарплат — главный аргумент не в пользу Молдовы.
Согласно опросам, 72 процента граждан Молдовы считают, что основанием для отъезда за рубеж является экономический фактор, а главной причиной миграции — как сегодня, так и 20 лет назад — остается низкий уровень жизни. По данным Национального бюро статистики, озвученным в нынешнем году, среднегодовой доход в экономике в Республике Молдова составляет $ 3400, а среднегодовой доход работающего за границей молдавского гражданина составляет приблизительно $ 16 000. Даже эти обобщенные цифры говорят сами за себя.
Уровень зарплат зависит от страны пребывания и места работы. В данном случае неважно, кто на что учился, важно, как ты смог устроиться. Согласно опросам, четверо из десяти мигрантов получают за границей меньше тысячи евро в месяц. Больше двух тысяч евро ежемесячно получают около 15 процентов наших соотечественников. Зарплата остальных колеблется от одной до двух тысяч в месяц.
Где же найти такую работу в Молдове? Разве что в НАРЭ, «Молдовагаз» или другой государственной структуре. Но такие доходные места уже давно оккупированы ставленниками правящего режима.
Наталья Устюговаскачать dle 10.6фильмы бесплатно