Рынок недвижимости в Молдове переживает непрерывный спад
Первичного жилья в нашей стране построено столько, что год от года растёт дисбаланс предложения и спроса. Всё новые и новые жилые комплексы вырастают в разных районах Кишинёва, в меньшей степени — в районных центрах. Но давно уже не секрет, что квартиры в новостройках продаются с трудом.
Согласно данным Национального бюро статистики, в 2017 году были введены в эксплуатацию 7236 жилых помещений общей площадью 571,8 тысячи кв. м, или на 10,9 процента больше, чем за аналогичный период 2016 года. И это на фоне, когда покупательская способность населения из года в год снижается, а численность активного, трудоспособного населения сокращается.
Не строй против ветра
Больше всего жилья было сдано в эксплуатацию в 2017 году в муниципии Кишиневе — 6 216 единиц общей площадью 460,3 тысячи «квадратов», что составляет 80,5 процента от общего объема. Возможно, застройщики рассчитывают на приток граждан из сельской местности, которые в силу проводимой режимом антинародной политики просто не в состоянии жить на «малой родине» и бегут оттуда в Россию, на Запад, в Кишинев, к черту на рога, лишь бы подальше от безнадеги. Что ж, если так, то через пару десятков лет Республика Молдова будет состоять из города Кишинева и заброшенных полей вокруг него.
Что касается цен на новые жилые помещения по столице, они снизились, но все равно составляют в среднем 547 евро за один квадратный метр. Для Молдовы со средней зарплатой в 200 евро в месяц — цена запредельная.
Риэлторам приходится снижать цены. Квартиры дешевеют, но спрос от этого не растет. Рынок затоварен, число «жилых неликвидов» приближается к критическому уровню, что грозит этому рынку конкретным кризисом. С 2013 года по 2016 год цены упали аж на 33 процента, а в 2017-м по сравнению с предыдущим годом — на 3,2 процента.
В 2018-м застройщики планируют сдать в эксплуатацию тысячи квартир, что, несомненно, приведет к еще большему падению цен на жилье. Так что предпосылок для роста цен на недвижимость в Молдове нет. Напротив, утверждают эксперты, в 2018 году они продолжат плавное снижение на 5-7 процентов за год.
«Рынок находится сейчас в застое, в довольно глубоком застое. Продается очень мало, и даже те, которые очень нуждаются в недвижимости сейчас, с определенным недоверием смотрят в сторону приобретения или предпочитают выжидать, — отмечает эксперт по недвижимости Петр Олейник. — Очень важный фактор — это снижение объемов денежных переводов из-за границы, значительная часть которых попадала на рынок недвижимости напрямую или опосредовано через экономику. Подорожание ипотечных кредитов — это все факторы, которые влияют на снижение спроса на недвижимость».
…И другие факторы
Если в нулевые годы спрос на жилье рос, молдавские гастарбайтеры вкладывали в недвижимость на родине, рассчитывая рано или поздно вернуться домой, то сейчас тенденция изменилась. Сейчас среди граждан республики присутствует весьма актуальный принцип: жить там, где можешь зарабатывать. Исходя из этого, человеку не имеет смысла обзаводиться недвижимостью в Кишиневе, если источник заработка у него находится в одной из стран ЕС либо в России.
Купив сейчас квартиру в Кишиневе с целью сохранения своих средств, человек в значительной степени проиграет, поскольку продавать ее он вынужден будет гораздо дешевле, чем приобрел.
Граждане не хотят жить в республике и стараются уезжать целыми семьями, массово продавая недвижимость в главном городе страны. По неутешительным прогнозам западных экспертов, к 2050 году население Молдовы будет составлять всего 2,2 млн человек, что на 44,16 процента меньше нынешнего показателя.
Кроме того, к факторам, влияющим и на количество продаж жилья, и на его цену, относятся политическое состояние страны; курс валюты и девальвация лея; уровень инфляции; ставки по кредитам.
С политическим состоянием страны все ясно — она при смерти, лей обесценивается, инфляция растет, а за ней и ставки по кредитам. Из всего вышесказанного можно сделать не самый благополучный вывод, особенно для тех, кто желает продать свою недвижимость — активности на этом рынке в ближайшее время ожидать не приходится.
Финты ушами
На сегодняшний день с наполняемостью новостроек в Кишиневе не просто беда — трагедия. Часть новых домов, сданных в эксплуатацию в последние годы, заселены на 40–60 процентов, а в некоторых более 60 процентов квартир не проданы.
Но, похоже, это мало печалит строительные компании. Которые строят, не задумываясь о том, каковы потребности у общества в этих квадратных метрах, используя зачастую различные коррупционные схемы при получении участков или разрешений на строительство.
Благодаря применению этих самых схем, несоблюдению строительных и градостроительных норм, незаконно приобретая участки за «смешные» цены, они снижают свои затраты при строительстве, которые составляют менее 30 процентов на кв. м от уровня рыночных цен. Таким образом, рентабельность в некоторых компаниях достигает свыше 300 процентов, им достаточно продать треть квартир, чтобы покрыть свои затраты на строительство. Эта ситуация позволяет непроданные квартиры законсервировать на неопределенный период.
Тем самым создается проблема для жильцов, которые уже проживают в новых квартирах и вынуждены нести расходы по обслуживанию всего дома, в том числе по общему отоплению.
Кроме того, людей банально «кидают». На сегодняшний день в Молдове около 160 многоквартирных домов, в которые люди вложили свои деньги, так и не были построены. То есть примерно 8 тысяч семей осталось без денег, с перспективой судебных разбирательств на долгие годы и без особой надежды их выиграть. Причем среди фирм-застройщиков было немало крупных, авторитетных компаний. Увы, это наша реальность.
Сыр в мышеловке
Демократическая партия и ее лидер в последнее время активно пиарят собственный проект Prima Casa («Первый дом»), финансовое наполнение которого составляет 1 млрд леев. Якобы эта новая программа призвана стимулировать приобретение жилья молодежью.
На самом деле ничего нового в этой программе нет — это старая добрая ипотека, просто первый взнос будет составлять 10, а не 50 процентов от стоимости жилья. Т. е. программа не затрагивает сути проблемы, а направлена только на стимулирование ипотечного кредитования. И отмывание денег, поскольку деньги из бюджета (считай из кармана всех граждан страны) попадут на счета компаний-застройщиков.
Вот так Плахотнюк энд Компани в очередной раз нас обуют. Это не говоря о том, что ипотечное кредитование будут осуществлять банки, подконтрольные лидеру ДПМ, — Victoriabank, Moldindconbank и Moldova Agroindbank. Причем под довольно высокую ставку — 9 процентов.
А теперь посчитаем. Допустим, условно квартира стоит 40 тысяч евро. Тогда за 20 лет одних только процентов набежит 72 тысячи! Плюс само жилье — итого 112 тысяч евро! Это не пить, не есть и вообще непонятно как существовать 20 лет. Такой вот лохотрон.
Бывший министр финансов Вячеслав Негруца справедливо в данном случае и по этому поводу заявил, что программа Prima Casа будет использована фирмами, которые не могут продать квартиры в уже построенных домах. А предоставлением гарантий государства под этот проект нарушается закон. Что, ясное дело, не слишком беспокоит правящих демократов.
Иван Лекаревскачать dle 10.6фильмы бесплатно