Дефицит рабочих кадров в системе здравоохранения достигает критической отметки
За последние девять лет либерально-демократическая власть хорошо поработала над тем, чтобы подкосить здравоохранение республики. В списке преступлений перед здоровьем нации — массовый отток медицинских работников из системы здравоохранения. Дипломированные врачи уезжают из страны или вовсе уходят из профессии.
Чемоданное настроение
Дефицит рабочих кадров в системе здравоохранения достигает критической отметки. Еще немного — и граждан Молдовы некому будет лечить. Еще в 2016 году на 10 000 жителей приходилось около 30 врачей. В стране есть районы, где число медицинских работников не доходит даже до половины от нужного количества. Согласно опросам текущего года, каждый третий врач намерен покинуть страну. Даже в соседней Румынии дипломированные медицинские работники получают зарплаты в 12 раз больше. Вместе с тем в стране катастрофически не хватает семейных врачей, кардиологов, анестезиологов и врачей узкого профиля.
Но не хватает не только врачей, острую нехватку медицинского персонала среднего звена ощущают больницы. Только с 2012 по 2016 год с работы уволилось более четырех тысяч медицинских сестер.
Таким образом, к 2016 году в Молдове недосчитались порядочной доли медицинского персонала высшей и средней категорий. Доля ушедших из профессии специалистов приближается к 40 процентам. Основная причина — ухудшение социально-экономических условий в стране. Но Минздрав решил в этом убедиться, для чего был освоен очередной грант. Специалисты Школы управления системой здравоохранения, которых курировала ВОЗ, провели исследования на тему «Медицинские работники в Республике Молдова: причины ухода из профессии».
Согласно исследованиям, среди основных причин, которые вынуждают врачей или средний медперсонал расстаться со своей профессией, значатся: низкая заработная плата, слабо мотивирующие условия труда, коррупция и кумовство, отсутствие перспектив профессионального роста, соответствующей инфраструктуры и зачастую неприязненные отношения в медучреждениях. Изучив ситуацию, ВОЗ дала ряд своих рекомендаций, среди которых: «улучшение кадровой политики в процессе реформирования и оптимизации в системе здравоохранения». Два важных слова власти для себя отметили — «реформирование» и «оптимизация».
Согласно опросам, около 70 процентов медиков назвали основной причиной ухода из профессии низкую заработную плату. Около 60 процентов врачей готовы вернуться, но на зарплату в размере не меньше 10 тыс. леев, с улучшенными условиями труда и обеспечением современным оборудованием. Около 80 процентов респондентов из числа среднего медперсонала согласились бы работать в этой сфере, но при зарплате не менее 7 тыс. леев в месяц.
Обречённая эффективность
В течение долгого времени средняя зарплата медработника со стажем составляла около 2000 леев. Зарплату сельским врачам до 10 тысяч леев в 2011 году клятвенно обещал повысить бывший министр Андрей Усатый. Не должны были остаться в обиде и врачи других профилей. Однако время шло, а врачи, не дождавшись обещанного, постепенно покидали рабочие места.
И вот наконец с 1 июля 2016 года зарплаты медицинских работников пообещали повысить на 20 процентов. Об этом с пафосом сообщил премьер-министр Павел Филип в рамках презентации доклада о 100 днях деятельности правительства, отметив, что «за достойный труд следует платить достойную зарплату» и увеличение оплаты труда является приоритетом деятельности правительства. При этом профсоюзы требовали повышения зарплат как минимум на 25 процентов. Собственно, Павел Филип много чего наобещал молодым специалистам.
Резидентам-медикам государство обязано предоставлять рабочие места с заключением трудового договора. Об этом говорится в п. 38 Положения о постуниверситетском обучении в резидентуре, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения № 134 от 3 ноября 2014 года. Однако по факту резиденты продолжали трудиться в больницах полный рабочий день, по графику выходить на ночные дежурства, вести пациентов без оформления трудовых отношений с медицинскими учреждениями. Доход молодых специалистов составлял примерно тысячу леев. Так что уже на этом этапе врачи начинают задумываться о выбранной профессии или стране, где эта профессия будет не только востребованной, но и достойно оплаченной.
Будучи министром здравоохранения, Руксанда Главан с энтузиазмом говорила о том, что правительство вывело новую формулу расчета заработной платы для медицинских работников. Таким образом, труд работников государственных медико-санитарных учреждений будет оплачиваться согласно эффективности.
Пока министр разглагольствовала и пиарила очередную реформу, врачи пытались понять, как при их профессии эффективность работы можно перевести в денежные единицы. Реформа, касающаяся заработной платы, совпала с обещанным повышением оплаты труда на 20 процентов. Чего ждать?
* * *
Напомним, что к 2001 году — до прихода во власть Партии коммунистов — вся сеть медицинского обслуживания была разрушена. Районные больницы оставались без финансирования и персонала. Для того чтобы восстановить разрушенную систему, коммунистам понадобилось несколько лет. За годы правления Партии коммунистов зарплаты в системе здравоохранения повысились в 9 раз. С 2001 по 2008 год в 6 раз увеличились расходы консолидированного бюджета на здравоохранение.
Даже находясь в оппозиции в последние годы, депутаты-коммунисты выступали с законодательными инициативами, позволяющими повысить зарплаты медицинским работникам. Но парламентарии прочих разных мастей долго и терпеливо ждали, чем разродится Минздрав.
Новое положение о порядке оплаты сотрудникам медико-санитарных публичных учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, разработанное министерством, основано на индивидуальных профессиональных достижениях отдельных работников и на качестве проделанной ими работы. Однако эксперты, которым было дозволено ознакомиться с материалами нового принципа начисления зарплат работникам системы здравоохранения, поставили под сомнение объективность этого документа, который подвергся критике еще на этапе рассмотрения.
Минздрав вычислил, что, согласно новому документу, зарплата для семейных врачей составит от 5000 до 5900 леев, для медсестер — от 4000 до 4800 леев, для среднего медперсонала и фельдшеров — 3300–3900 леев. Зарплата руководителей медучреждений будет зависеть от финансового состояния самого учреждения и будет достигать 14 тысяч леев.
В самом незавидном положении вновь оказались нянечки, санитарки и другой неквалифицированный персонал, которому определили до 1900 леев, притом что, согласно решению правительства, гарантированная минимальная зарплата на тот момент составляла около 2100 леев. Правительство, принимая один закон, напрочь забывало, какой закон принимало до этого.
И сейчас, когда власти кричат о том, что зарплаты медицинских работников заметно увеличились, те же семейные врачи недоуменно пожимают плечами. Видно, за эффективность им явно недоплачивают.
Завуалированная оптимизация
Еще одна реформа, которую озвучило правительство и так усердно защищало Министерство здравоохранения, — оптимизация медицинских учреждений, в частности это касается сокращения числа больниц.
Согласно грандиозному проекту Минздрава по разрушению системы здравоохранения, именуемому «Реформа больниц в Молдове», в стране ликвидируют две трети государственных медицинских учреждений, число которых сократится с 60 до 21. Реформу планируется завершить в 2024 году.
На бумаге демократами уже было решено, какие больницы ликвидировать, а какие оставить. Многие врачи об этом знали, но предпочитали молчать. Неугодных власть выметала с руководящих должностей, да и из самой системы здравоохранения, невзирая на дефицит врачебных кадров.
Газета «Коммунист» рассказывала о том, как Резинскую районную больницу, которая оказывает специализированную врачебную помощь, пытались превратить в обычный хоспис, где помощь будут оказываться только умирающим больным. Эта больница попадала под первую категорию, следовательно, могла бы оказывать помощь только терапевтическим больным. А ведь Резинская больница оказывает помощь пациентам Рыбницкого и Каменского районов.
Как оптимизировать больницы, демократы тоже продумали. В той же Резинской больнице в советское время было до 400 коек. С приходом к власти альянсов число койко-мест сократили до 180, а при демократах — уже до 140. Мест не хватает.
Напомним, что подобная оптимизация была применена в период создания уездов, и она себя не оправдала. Региональные больницы не смогли обеспечить врачебной помощью всех нуждающихся. Кроме того, люди отказывались ехать за десятки километров, чтобы получить стационарное лечение. В больницах оказывались только пациенты с тяжелой степенью заболевания. Собственно, как раз это соответствует другим планам Минздрава, согласно которым стационарное лечение будут получать лишь тяжелобольные. По замыслу правительства пациенты со средней тяжестью заболевания должны лечиться амбулаторно, а легкая степень вообще не рассматривается. А где грань между сложным состоянием и состоянием средней тяжести — только одному Минздраву известно.
Оптимизация медицинских учреждений плавно вписывается в еще один грандиозный план демократов — административно-территориальную реформу. Ее еще не успели запустить, но можно не сомневаться, что демократы и от этой оптимизации не отказались. Впрочем, она уже проходит. Только завуалированно, без афиш и лозунгов, чтобы лишний раз не вспугнуть общественность, точнее, ту ее часть, которая еще сохранила правильную гражданскую позицию.
Наталья Лужинаскачать dle 10.6фильмы бесплатно