Село Хынчешты Фалештского района желает жить. За это, опираясь на поддержку селян, борется примар-коммунист
Коммунист Мария Георгиевна Мунтяну относится к той категории людей, к которым как нельзя лучше подходит поговорка: где родился, там и пригодился. Она родилась в Фалештском районе, в селе Хынчешты. Сейчас она вместе с соратниками старается не только не допустить, чтобы родное село зачахло, но и сделать его лучше.
Молдавские села должны жить, именно в них таится душа Молдовы.
Отчёт о каждом лее
В ряды ПКРМ Мария Мунтяну вступила в 2012 году. В то время в ее селе на берегу Прута партийной ячейки не было вообще. Она создала первичку, объединила единомышленников — пусть не так много, 9 человек, зато это люди, готовые поддержать в любую минуту. Трое из них являются местными советниками.
Почему сельчане доверяют примару-коммунисту? Потому что она отвечает за свои слова и действия. Дает отчет о каждом израсходованном и сэкономленном лее. А люди в селах деньги считать умеют.
Конечно, в финансовом плане, особенно во время предвыборной кампании, другие партии, разбрасывающиеся деньгами, выглядят привлекательно. Но то, что это всего лишь фарс, народ стал понимать. Тогда как поднимать село надо каждый день и делать это честно. Поэтому в 2015 году, когда в селе на пост примара претендовали пять кандидатов от разных партий, селяне во второй раз доверили пост примара Марии Георгиевне.
В селе Хынчешты проживают 1150 человек. Естественно, если бы не тотальная безработица, селян было бы больше. Но обещанные либерально-демократической властью рабочие места так и не появились. Напротив, были ликвидированы и ранее существовавшие.
Разрушающие волны реформ
О проводимой властями в стране в целом и в Фалештском районе в частности псевдореформе образования в виде так называемой оптимизации учебных заведений, разумеется, знали и Мария Георгиевна, и жители села. Поскольку село сравнительно небольшое, догадывались, что «реформа» коснется и их. Первая волна оптимизации прошла мимо, но люди понимали, что она еще вернется. Так и случилось.
Понятно, что, по сути, ликвидацией школ ведает Министерство просвещения. Но фатальные решения подписывают районные органы самоуправления. И такое решение последовало, подписано оно было 7 марта 2016 года. Причем власти не оставили в селе даже начальной школы.
В гимназии на тот момент обучались 92 ученика. Сейчас они «разбросаны» по всем окрестностям. Районная власть намеревалась распределить учащихся в теоретический лицей села Калинешты. Но родители сделали свой выбор. В лицей села Навырнец, которое находится в 12 километрах от Хынчешт, перевелись 46 учеников. Остальные учатся в селе Теленешты и других населенных пунктах. Утром дети едут на учебу на школьном автобусе. Обратно возвращаются на маршрутках.
Понятно, что и родители, и примар не могли смириться с ликвидацией гимназии. Возмущались всем селом, писали письма в районный совет, в конце концов в июне обратились в суд. Сначала в Бельцы, потом в Фалешты. Примар-коммунист продолжает борьбу. Ей не привыкать. Только вот силы неравны. К слову будет сказано, что на ремонт гимназии ушло более миллиона леев.
Примерно в то же время был отремонтирован и детский сад. В нем, как и в гимназии, установлено автономное отопление. В детском саду тепло и уютно. Малыши обеспечены хорошим питанием.
Превращение в пустошь
Остались Хынчешты и без крупных хозяйств. Есть только один лидер, возглавляющий обработку 60 гектаров земли. Остальные земли — около 100 гектаров — просто не обрабатываются, превращаются в пустошь… По причине старости и несоответствия европейским стандартам был вырублен некогда цветущий сельский сад. Но на выкорчевку денег не нашлось.
Как и во многих населенных пунктах Молдовы, остро стоит проблема водоснабжения. Рядом река Прут, но нет водоемов, где вода могла бы накапливаться. Даже скоту негде напиться. Эту проблему примар намерена решить в ближайшем будущем. Есть проект по водоснабжению стоимостью около 3,3 миллиона леев, который будет реализован после проведения тендера.
Примар-коммунист научилась экономить, и благодаря этой экономии на счету примэрии образовался так называемый чистый остаток в размере 230 тысяч леев. Из этой суммы 100 тысяч предполагается направить в виде контрибуции на водоснабжение, остальные деньги будут потрачены на уличное освещение.
Как удалось сэкономить? Очень просто — по принципу: готовь сани летом. В данном случае летом заготавливали уголь и дрова, предназначенные для социально незащищенных слоев населения. За уголь летом платили 3200 леев за тонну, а ближе к зиме он стоил 4700. Та же история с дровами.
* * *
Село Хынчешты желает жить. И для этого примар-коммунист готова, как и прежде, не спать ночами. Кто же еще будет спасать родные места? Будет и вода, и освещение. Со временем появится и канализация. Работает библиотека и Центр культуры. Все дается с большим трудом. Только вот обидно, что когда всё будет, это всё никому не будет нужно.
Разъедется молодежь — кто в столицу уедет, где школы рядом, а кто за границу — и реальностью станет угроза исчезновения села. Безрадостная в последние годы в Молдове сложилась закономерность. Но пока есть такие люди, как коммунист Мария Мунтяну, есть и надежда.
Анна Ветроваскачать dle 10.6фильмы бесплатно