С телевидением у нынешнего молдавского руководства отношения особые
Несмотря на бурное развитие Интернета, телевидение всё ещё продолжает играть важную роль поставщика информации и развлекательных передач для большинства населения. В первую очередь для той его части, которая по каким-то причинам предпочитает получать информацию из «телеящика».
Ну а поскольку таких граждан в Молдове всё ещё большинство, контроль и управление информацией на ТВ-каналах является прибыльным бизнесом и важным фактором политической жизни страны.
Нашествие «тигров»
Заголовок для этого материала взят из детского стишка Григория Виеру, а сам материал как бы посвящен Всемирному дню телевидения, отмечавшемуся на этой неделе. Но со «всемирностью» не получилось, потому как у нас собственных телепроблем воз и маленькая тележка…
Когда Виеру писал свой стишок, он вряд ли предполагал, что в 2009 году в Молдове к власти придет хунта под названием альянс «За европейскую интеграцию» и начнет монополизировать телевизионную отрасль. Кое-что досталось Кириллу Лучинскому, кое-что Виктору Цопе, но больше всех хапнул нынешний «координатор» Владимир Плахотнюк — аж четыре телеканала: Prime, Publika TV, Canal 2 и Canal 3.
Де-юре все эти каналы принадлежащей различным офшорным компаниям, но схожая направленность политических комментариев, отсутствие в их эфире оппозиции — реальной, а не карманной, уменьшение доли передач на русском языке и перенос их в сетке вещания на позднее время говорят, что «координирует» их деятельность кто-то один.
Точка зрения, высказываемая этими каналами, считается единственно правильной, а недовольных просто выдавливают из молдавского телевизионного поля, как это случилось с телеканалом NIT.
Дело NIT
Оппозиционный канал давно вызывал раздражение властей предержащих своей независимой позицией и непредвзятой подачей информации. Но сразу отзывать у него лицензию не стали, видимо, еще краснели перед зарубежными партнерами. Это вскоре прошло.
Начинали с малого: правительство известило телеканал NIT о том, что договор об аренде помещений, занимаемых телеканалом, не будет продлен с начала 2010 года. Сделано это было с подачи либерал-демократов, чей лидер тогда еще не полировал нары, а был как раз председателем этого самого правительства. Дело в том, что в апреле 2009 года NIT выпустил в эфир документальный фильм «Атака на Молдову», в котором Либеральная и Либерально-демократическая партии обвинялись в организации погромов и попытке государственного переворота.
А уже 5 апреля 2012 года настала пора отзыва лицензии. Телеканал обвинили в нарушении закона и в отсутствии плюрализма мнений в представленных материалах. Потянулась череда судов. До тех пор, когда, вопреки недвусмысленно выраженной международными структурами позиции, «карманный судья Плахотнюка», председатель ВСП Михай Поалелунжь, принял окончательное и не подлежащее обжалованию решение о запрете возобновления вещания единственного неподконтрольного властям телеканала. Частоты NIT были переданы «правильным» телеканалам.
Карающий телемеч
Для надзора над неугодными и их острастки пришедший к власти после 2009 года режим использует КСТР — Координационный совет по телевидению и радиовещанию, состоящий из преданных режиму людей. Задача совета — выискивать пятна на солнце и искоренять любое инакомыслие в эфире. Все передачи, направленные против Запада и якобы европейских устремлений Кишинева, должны быть немедленно запрещены. А уж говорить о том, что вместо обещанных Евросоюзом молочных рек и кисельных берегов Молдова получила отток инвестиций, русофобское правительство и спад экономики, и вовсе считается смертным грехом.
Собственно говоря, КСТР — это аналог нынешнего румыно-унионистского Конституционного суда Республики Молдова в области аудиовизуала. Совет решает — курам на смех, — как правильно должны звучать в теле- и радиопрограммах на русском языке географические названия Республики Молдова. Он вмешивается в редакционную политику телевизионных каналов, заставляя заменять одну программу на другую или смещать их в сетке вещания. О наказаниях за «неправильное» освещение избирательных кампаний и говорить не приходится.
Таким образом, КСТР обслуживает интересы тех, кто находится во власти. А если власть сменится — не беда, члены сегодняшнего КСТР живо продадутся новым правителям.
А новостей на сегодня больше нет!
Паразитируя на рейтинговых российских передачах, плахотнюковские телеканалы проводят открытую антироссийскую политику. Еще в 2014 году демократы пытались запретить российские новостные передачи, им неугодные. Глупость, конечно, поскольку эти передачи можно смотреть в Интернете или, в конце концов, купить «тарелку».
Тем не менее «евроинтеграторам» удалось запретить трансляцию телеканала «Россия 24». И это было всего лишь пробным шаром. В этом году демократы вернулись к теме запрета телепрограмм «пропагандистского характера». В июне лидер Демпартии Владимир Плахотнюк объявил о начале жесткой борьбы с российской пропагандой. В тот же день демократы зарегистрировали в парламенте законопроект, предполагающий запрет российских новостей и информационно-аналитических программ.
Запретить предлагают все информационные и аналитические передачи, произведенные в странах, не ратифицировавших «Европейскую конвенцию о трансграничном вещании». Формулировка длинная, но подразумевает единственно Россию.
Между тем нигде и никогда нынешняя молдавская власть не возмущалась передачами румынских телеканалов, где звучат открытые призывы к ликвидации государственности Республики Молдова.
Международные организации, в том числе ОБСЕ, критикуют идею запрета, указывая, что «запрет на ретрансляцию зарубежных телепрограмм ставит под угрозу право на свободу слова и информации», но демократы давно уже отучились краснеть.
Остается оправдаться перед московскими хозяевами телеканалов. Ну, это просто. Им заявят, что российские новостные программы просто заменят местными. Хорошими. С плюрализмом мнений…
Евгений Таманцевскачать dle 10.6фильмы бесплатно