Тупиковый период пройдёт
РУС. MOLD.
» » Тупиковый период пройдёт

Тупиковый период пройдёт

17-02-2018, 10:14
Просмотров: 2 593
  
Версия для печати   
Тупиковый период пройдётКоммунист Валерий Тхорик: «Надо бороться за будущее. Поэтому я сейчас призываю всех коммунистов встать на защиту нашей страны единым фронтом»
 
Село Елизаветовка Дондюшанского района — самое лучшее село в мире. В этом уверены местные жители — добрые, справедливые и честные люди. Хотите поспорить — обращайтесь к Валерию Ивановичу Тхорику, коренному жителю Елизаветовки, одному из основателей Партии коммунистов Республики Молдова. Этот человек имеет право говорить от лица своих односельчан, для которых он служит примером чести и достоинства.

Тупиковый период

— Валерий Иванович, выступая на XII Отчетно-выборной конференции РК ПКРМ в Дондюшанах, Вы говорили о том, что не припоминаете такого положения в республике, как сейчас. Никогда в Молдове не было так плохо. Что волнует Вас как человека и коммуниста?

— Нынешнее время можно сравнивать даже с самыми сложными периодами. Например, с необычайно сложным послевоенным периодом. В 1944 году, когда освободили Молдавию, мне было 9 лет. Было трудно, но мы стремились к лучшему будущему. Были сложные годы восстановления страны. И что там говорить, были не менее сложные 90-е годы, когда рушилась великая страна и нам было тяжело не только материально. Какие-то силы топтали наше прошлое, настоящее и были нацелены на наше будущее. Однако у нас всегда была надежда, что все наладится. Но такого, как сейчас, никогда не было. Я говорю не только об экономической части. Никогда не было такого человеческого угнетения. Сейчас какой-то тупиковый период. Нигде, ни в каких сферах не видно перспективы. В селе мало осталось даже людей среднего возраста, не говоря о молодежи. Все боеспособные уехали. Сейчас мы и из дому выходим только для того, чтобы хоронить друзей. Такая обстановка угнетает. Я прожил 80 с лишним лет, но такого трагического ощущения я еще не испытывал.

— Так все дело в надежде?

— Я очень хорошо знаю всех односельчан, я здесь много лет проработал руководителем, и если я спрошу у любого о его ситуации, никто не скажет ничего положительного. Люди на самом деле теряют надежду.

Где родился, там пригодился

— Вы сами родом из Елизаветовки?

— В этом селе я родился, вырос, тут меня учили, и тут я состоялся как личность. В 1951 году я окончил 7 классов. В школу мы пошли после войны — кто в 8, а кто и в 9 лет. В 1946 году образовался колхоз, и я стал ходить на работу. Свой трудовой путь начал прицепщиком трактора. Я уезжал из Елизаветовки на три года, когда служил в армии, и еще на три года, когда учился в партийной школе в Одессе.

— После партийной школы Ваша жизнь изменилась?

— Стала более ответственной. Я работал секретарем партийных организаций в колхозах, межхозяйственных объединениях. Первое место работы по партийной линии — колхоз «Родина», село Кодряны тогда еще Атакского района. В Елизаветовке я был секретарем парторганизации с 1967 до 1976 года.
Дальше в других местах.

— То есть Вы все-таки покидали Елизаветовку?

— Я был там, куда меня посылал райком, но все это было недалеко от дома. Последние пять лет перед пенсией я проработал в добровольном сельскохозяйственном объединении, которое помогало развивать гражданам пчеловодство и кролиководство. На пенсию я вышел в 1995 году.

— То есть Вы вышли на пенсию уже после перестройки, в первые годы независимости…

— В то время начиналась неразбериха в государстве, а соответственно, и в обществе. Произошло это потому, что КПСС начала терять силу, а другой силы, способной руководить, просто не было. Партия вроде как была, но люди, ведомые мнимыми лозунгами о независимости, начали создавать другие идеалы, но они вели к разрушению, а не к созиданию.

— Вы в КПСС в каком году вступили?

— Это было еще в армии, в 1958 году я уже был кандидатом в члены КПСС. Так что мой партийный стаж, считай, в ноябре уже 60 лет.

— А где Вы служили?

— В Белорусском военном округе. На гражданке я был трактористом, так что в армии мне доверили артиллерийскую тягу.

— Что значила служба в армии для молодых людей того времени?

— Тогда мы считали, что кто не служил, тот почти не мужчина. Еще свежа была память о Великой Отечественной войне. О великих потерях и великой Победе. Мы знали, что стоим на страже государства, и этим гордились. Армия всегда была в боевой готовности. Для ребят армия была школой жизни, и это не пустые слова. Это была и школа дружбы. Многонациональная армия Советского Союза этой дружбой была крепка. И военно-патриотическое воспитание было на высоте. Нынешняя Национальная армия Молдовы далеко не такая.

Когда была война…

— В годы войны Вы были ребенком. Что-то запомнилось?

— Время стерло часть воспоминаний, но кое-что помнится. У нас была большая семья, пятеро детей, я младший. Помню, что было голодно. Во время румынской оккупации родители, как ни старались, с трудом могли прокормить семью. Налоги приходилось платить практически на все. Не уплатил — приходили и выносили в примэрию всякий скарб, даже подушки. Но даже после уплаты налогов свое имущество можно было уже не найти. Было тяжело и после войны. Отец погиб на фронте. Мама с детьми осталась одна. Помню, нам выдавали полмешка зерна или круп, которые мы растягивали на месяц. Это я уже хорошо помню.

— А когда почувствовали, что жизнь налаживается?

— После создания в 1946-м в нашем селе колхоза. И то не сразу, а уже к 1948 году, когда мы начали получать в колхозе зерно и могли наедаться досыта.

— Отец Ваш как погиб? Что Вы об этом знаете?

— Мобилизация проходила в апреле 1944 года. На фронт ушел отец и старший брат Василий. Недавно удалось связаться с российским архивом Министерства обороны через нашего земляка, и мы узнали, что осенью 1944 года отец воевал в Прибалтике и был награжден медалью «За отвагу». Также мы узнали, что он погиб в январе 1945 года на территории Польши. Где именно он похоронен, мы не знаем. Старший брат воевал во многих странах, потом дослуживал после войны, вернулся домой. Но мои старшие братья уже ушли в мир иной.

— Сейчас некоторые села Молдовы подписывают «символическую» декларацию о присоединении к Румынии. Что говорят об этом в Вашем селе?

— Об этом люди говорят с тревогой и озабоченностью. Не должно такого быть. Несколько дней назад мы подписали резолюцию, осуждающую эти действия. Сложно сказать, почему подобное происходит. Кто еще помнит историю, подобного не сделал бы. Беда в том, что очевидцы тех событий ушли из жизни, а история, которую сейчас преподносят, далека от истины. Сейчас все правители бегут за консультацией в Румынию. Понимающие люди предполагают, к чему это может привести. Хочется надеяться, что во время выборов народ осознает ситуацию и сделает правильный выбор. Оккупационное явление вековой давности могут предотвратить только честные и осознанные выборы. Но проходить они должны по прежней системе — по партийным спискам.

Ни дня без партийного билета

— В 1993 году ПКРМ возродилась. Когда Вы вступили в возрожденную Партию коммунистов?

— Я никогда из партии не выходил. Я знал, что партия возродится. Даже больше, я знал, что в период, когда партия была под запретом, оставались преданные ей коммунисты. Так было и в нашем селе. В годы, когда партия была под запретом, мы собирались, проводили собрания, обсуждали текущую ситуацию. В Елизаветовке компартия никогда не прекращала свои действия.

— В 1993 году все просто перерегистрировались?

— Так и было. Я не помню в Елизаветовке людей, которые бы тогда отказались от своих партийных билетов. Большая часть коммунистов перерегистрировалась. Помню, как в 1993 году на базе организаций Елизаветовки, Дондюшан, Фрасино, Новые Кодряны и Тырново была создана районная партийная организация. Тогда меня избрали секретарем по идеологической работе, и эту должность я занимал много лет. Был секретарем ППО в родном селе. Однако уже несколько лет по состоянию здоровья я не занимаю партийные должности, но по мере возможности участвую в жизни партии.

— Какая она сейчас, первичная партийная организация Елизаветовки?

— Ветеранов партии осталось очень мало. Но у нас есть молодежь. Вы знаете, есть правильные молодые люди, которые верят в Партию коммунистов — партию, которая всегда заботилась о благе народа. Но с молодежью надо больше работать. Ее, кроме нас, больше некому воспитывать.

— Мы говорим о молодежи, но молодых людей в селах осталось немного…

— Немного, но есть. В прошлом году в нашем небольшом селе мы приняли в партию, если не ошибаюсь, пятерых молодых людей. Для этого периода, когда ПКРМ находится в оппозиции, это хороший показатель.

Душа — Елизаветовка

— Вы с такой любовью говорите о своем селе, как будто оно особенное…

— Оно на самом деле особенное. Не только потому, что я здесь родился, вырос и состоялся. История села — история моей жизни. Я помню, что, где и когда было построено. Помню периоды расцвета и тяжелые дни. Было у Елизаветовки и такое, чего в других селах не было.

— Вы интригуете. И что же это такое?

— Лампочка Ильича. Она у нас загорелась в 1953 году. В других селах района такого блага еще не было. Это забота и достижение руководства нашего колхоза и сельского совета. У нас была простейшая электростанция, которая позволяла осветить улицы, а в каждом доме разрешалось использовать одну лампочку. Тогда это было достижением. Первые дороги мы строили вместе, проводили субботники. У нас в Елизаветовке было правило, которое никогда не оспаривалось, которое стало доброй традицией, — не брать ни одного килограмма из общественного фонда. Другими словами, у нас в колхозе никто не воровал. Для жителя нашего села было бы величайшим позором, если бы его уличили в воровстве общественного имущества. Елизаветовка растила кадры руководителей хозяйств. Бригадиров из нашего села смело назначали председателями колхозов. И я горжусь, что родился и вырос в Елизаветовке.

— Традиционно передаваемые из поколения в поколение понятия «честность», «преданность», «порядочность» сохранились до сих пор? Или время изменило традиции?

— Я бы так не сказал. Добрые традиции у нас остались. Как жителю Елизаветовки мне кажется, что люди у нас по-прежнему доброжелательные, открытые, все всегда приходят друг другу на помощь. Всё это сохранилось. Сейчас село многонациональное. А вообще, Елизаветовка — украинское село, много лет назад переселенное с Хмельницкой области Украины. Мы все друг друга понимаем, мы едины духом родной Елизаветовки.

— Что нужно сделать, чтобы сохранить добрый дух Елизаветовки, дух Родины?

— Надо создать рабочие места с достойными зарплатами для молодежи, удержать молодых людей в родных местах. Надо бороться за будущее. Поэтому я сейчас призываю всех коммунистов встать на защиту нашей страны единым фронтом. И не только коммунистов, а всех людей, которые желают процветания нашей Молдове, каждому ее селу и каждому ее гражданину.

Наталья Устюговаскачать dle 10.6фильмы бесплатно
Рейтинг статьи: